​1990‑й. С самоваром в Москву
На первый, заочный тур Всесоюзного «Учителя года-1990» вышло ни много ни мало 99 учителей. Письменные работы в Москву прислали около 70 человек. А проводить открытые уроки в столицу приехали 19 педагогов. Им пришлось нелегко - конец учебного года, еще не устоявшиеся правила состязания… Словеснику Любови Личагиной из Казахстана достались выпускники, которые на днях попрощаются со школой. Честно говоря, ребятам вовсе не хотелось идти на дополнительный урок. Но учительница говорила о молодом Блоке, о первой любви поэта - и выпускники слушали ее, как первоклашки. Вскоре жюри определило шестерку лауреатов - представителей Казахстана, Москвы, Челябинской, Тульской областей, города Сумы и Красноярского края. Сибиряк Виктор Анцупов, учитель изобразительного искусства из Абакана, запомнился как участник с самой яркой биографией - чемпион Кубы 1988 года по подводному нырянию и Красноярского края по моржеванию. На урок в Москву он привез… самовар в качестве модели. А финалист Вячеслав Рябинин, учитель технического труда из Златоуста, оказался пилотом-любителем, налетавшим на сверхлегком самолете «Школьник» 30 часов.
6 июня 1990 года был объявлен первый учитель года СССР - преподаватель русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области Александр Сутормин. Вскоре Хрустального пеликана - главный приз конкурса - ему вручил Президент СССР Михаил Горбачев.

1991‑й. Настоящий интернационал
Популярность конкурса растет. Шестерка финалистов 1991 года - настоящий интернационал, где были учителя из Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Чувашии. Выстраивается система конкурсных заданий: учитель должен дать урок, пройти собеседование и тестирование на компьютере.
Вторым учителем года СССР назван учитель физики средней школы №49 Минска Валерий Гербутов. В октябре 1991 года Президент СССР Михаил Горбачев, вернувшись из заточения в Форосе, принял Валерия Гербутова в Кремле. Главной темой разговора первого и последнего Президента СССР со вторым и последним учителем года СССР стало не будущее школы, а будущее страны, которой осталось жить всего несколько месяцев...

1992‑й. Учительский гимн
С 1992 года конкурс называется уже не всесоюзным, а всероссийским. Однако участников заочного этапа не стало меньше. 118 педагогов средних школ, ссузов и дошкольных учреждений представили свои материалы на суд экспертов. На этот раз организаторы разрешили прислать любую творческую работу - от модели модной одежды до авторской программы по предмету. 17 учителей, приехавших в столицу, давали уроки, подготовленные дома.
15 мая 1992 года начальник Департамента образования Москвы Любовь Кезина, очарованная педагогическим и композиторским даром преподавателя музыки Детгородковской средней школы Волоколамского района Московской области Артура Зарубы, вручила ему подарок - рояль. Как выяснилось вскоре, инструмент получил учитель года России-1992. Тогда же впервые прозвучала песня Артура Зарубы на стихи Роберта Рождественского «Школьным учителям» и сразу стала не только хитом сезона, но и гимном педагогического состязания. Каждый год гимн в обязательном порядке звучит на открытии конкурса.

1993‑й. Парты на баррикадах
В 1993 году в Москву приехали пятнадцать финалистов. Конкурсанты начали с того, что вместе с жюри обсудили критерии оценки работы учителя. С этого года судейских команд три - дети, общественность и педагоги. Другое изменение: оргкомитет придумал новое испытание - «защита педагогической идеи». Кроме того, помимо обычных конкурсных уроков появились уроки для «взрослых в роли учеников». Это дало конкурсантам возможность получить полноценную обратную связь. Пока уроки со взрослыми только творческая мастерская, жюри их не оценивает.
Суперфинал конкурса прошел в концертной студии «Останкино». Впервые его транслировало телевидение. «Пятерка» поразила всех талантами, блеском ума и мастерством. Но учителем года может стать только один. Филолог и поэт из Брянска Олег Парамонов получил высшую оценку жюри. Неспроста, выходит, поэт Александр Межиров сказал еще юному Олегу Геннадьевичу: «Вы человек одаренный, работайте над собой…» На следующий день после суперфинала «Останкино» штурмуют. И те самые парты, которые «снимались» в передаче об «Учителе года-1993» на российском телевидении, превратились в баррикады.

1994‑й. Газета к завтраку
В марте 1994 года открылся первый слет участников конкурса «Учитель года России». Место проведения - Сургутская высшая гимназия-лаборатория Салахова. Инициатор - директор гимназии Валерий Салахов. На много лет слеты стали традицией, прекрасной возможностью для победителей и тех, кому не удалось блеснуть во время конкурса, дать лучший урок, поделиться уникальным опытом.
На конкурс в Москву съехались не 17 и не 15 педагогов, а 54! Оргкомитет решил, что лишать региональных победителей возможности принять участие в очном этапе всероссийского финала несправедливо. Все финалисты под строгим оком жюри изложили свои образовательные концепции на конференции «В подвижничестве учителя - будущее нации». А вот уроки в московских школах давала только «пятнашка». Победителем был признан учитель литературы Провинциального колледжа из Ярославля Михаил Александрович Нянковский. У конкурса появилась своя газета - «ПеликантЪ-дейли». Издание было вполне профессиональным - его создавали молодые журналисты «Учительской газеты», распространялось бесплатно за завтраком, отражало все мало-мальски важные события конкурсной жизни и просуществовало семь лет.

1995‑й. Коровы не жалко
Весной 1995 года первый российский президент Борис Ельцин встретился в Кремле с победителями конкурса постсоветского периода. Борис Николаевич согласился возглавить попечительский совет конкурса и учредил премии пятнадцати лауреатам.
В «Учителе года России-1995» приняли участие 63 педагога. Невероятная и трогательная история произошла с учителем физкультуры Михаилом Федоровым из села Александровка Тамбовской области, которому родные органы образования не выделили ни копейки для поездки. Он продал все свое хозяйство, вплоть до последней коровы, и купил билеты в Москву.
Конкурсанты соревнуются по новым правилам. Все они защищают свою педагогическую концепцию, дают открытый урок и проводят его самоанализ. Малые жюри определили 15 победителей отдельных номинаций, а Большое жюри по документам и представлениям коллег выбрало пятерку и учителя года. В этом году председателем Большого жюри стал ректор МГУ Виктор Садовничий. С тех пор именно Виктор Антонович объявляет на торжественной церемонии закрытия конкурса имя победителя и вручает ему Хрустального пеликана. А учителем года России выбрана нежно любящая своих малышей учительница начальных классов школы-лицея №4 Рязани Зинаида Викторовна Климентовская. Больше всех ее победе радуется гость конкурса -  национальный учитель США-1995 Элейн Гриффин.

1996‑й. Героиня дня
На состязании 1996 года появились новые конкурсные задания - уроки-импровизации, где в качестве учеников выступают взрослые - 15 лауреатов Всероссийского конкурса. Тема для этих занятий объявляется за сутки. Добавили еще одно испытание для «пятнашки» - пресс-конференцию с журналистами и членами Большого жюри. С этого года участники пишут эссе «Моя педагогическая философия». А победителем стал педагог, у которого было минимум шансов на главный приз. И дело не в том, что в списках конкурсантов были претенденты с фамилиями Макаренко и Крупская, нет! Во-первых, это была женщина, а за всю предыдущую историю конкурса представительница прекрасной половины победу праздновала только раз. Во-вторых, уроженка Рязани, а за год до этого Зинаида Климентовская уже увезла Хрустального пеликана в Рязанскую область. Кроме того, учитель французского языка 34‑й рязанской школы Екатерина Алексеевна Филиппова к победе не стремилась. И все-таки выиграла! О новом учителе года узнала вся страна из передачи «Герой дня» на НТВ.

1997‑й. Ликуй, Первопрестольная!
В 1997 году Хрустального пеликана нового образца, изготовленного ОАО «Дятьковский хрусталь», взял на воспитание учитель технологии 293‑й московской школы Александр Глозман - продолжатель учительского рода Глозманов. Про себя Александр Евгеньевич полушутя говорил, что родился в мастерской - его родители тоже работали учителями труда. Жители столицы счастливы - еще бы, такой подарок к 850‑летию Первопрестольной! За конкурсом снова наблюдали американцы - в гости к российским коллегам приехали национальный учитель США-1997 Шэрон Дрэйпер и координатор американской программы Джон Куэм.

1998‑й. Светская жизнь «пеликанов»
74 педагога приехали на «Учитель года России-1998». У жюри заранее сложилось представление о конкурсантах - согласно обновленному Положению о конкурсе участники присылают в Москву видеозаписи открытого урока в своей школе и урока с незнакомыми учениками на региональном этапе. Как всегда, у «пеликанов» насыщенная светская жизнь. В конкурсной программе - встреча с новым министром образования РФ Владимиром Филипповым и мэром Москвы Юрием Лужковым. Чувашский учитель рисования Александр Семенов дарит столичному градоначальнику свою картину. Александр не только пишет полотна, он уже несколько лет на собственные средства строит художественную школу в своем селе.
Победа досталась одному из блестящих «физиков» - учителю математики 30‑й гимназии Санкт-Петербурга Владимиру Леонидовичу Ильину. На уроке-импровизации он спросил учеников: «Что такое математика?» Ответ пришел в конце занятия - это красота. После конкурса Владимир Леонидович успел создать городской клуб «Учитель года». Участвовал в слетах. Пережил два инфаркта, но никогда не терял чувства юмора. В начале 2008 года Владимира Леонидовича не стало…

1999‑й. Молодежный состав
Второй тур «Учителя года России-1999» начался, как всегда, с оглашения имен пятнадцати лауреатов президентской премии. Торжественная церемония состоялась в Государственном музее А.С.Пушкина. Кроме того, особым мнением жюри решено поощрить самую юную участницу одного из самых «молодых» конкурсов - шутка ли, треть участников еще не достигла 30‑летнего возраста. В итоге 23‑летняя москвичка Маша Филиппенко, преподаватель латыни и дочь популярного актера, дала шестнадцатый урок-импровизацию, на котором «ожили» латинские крылатые выражения. Но победителем все же стал педагог со стажем - учитель музыки 138‑й челябинской школы Виктор Васильевич Шилов.

2000‑й. Запад начинает и выигрывает
Конкурс 2000 года стартовал… с курсов повышения квалификации в Московском центре Федерации Интернет Образования. С этого года сама ФИО на несколько лет стала четвертым учредителем педагогического состязания наравне с Министерством образования, профсоюзом и «Учительской газетой».
Победу на конкурсе одерживает представитель самого западного региона страны - Калининградской области, которая впервые принимает участие во всероссийском состязании, - преподаватель русского языка и литературы гимназии №1 города Калининграда Владимир Морар.

2001‑й. Уральский самоучка
Учителем года-2001 объявлен преподаватель технологии школы №67 Екатеринбурга Алексей Валентинович Крылов. Неоконченное на тот момент высшее педагогическое образование не помешало гениальному самоучке, настоящему уральскому самородку, пришедшему в школу после завода и прибыльной работы на собственном частном предприятии, победить. На конкурсных уроках он учил своих воспитанников… изобретать. Ни больше ни меньше! Сегодня Алексей Валентинович - директор лицея №180 Екатеринбурга.

2002‑й. Революционные перемены
В марте учрежден Межрегиональный клуб «Учитель года». Главная цель клуба - поддержка талантливых педагогов. А «практическая» задача - обмен опытом. Региональные клубы сегодня - самые заметные образовательные сообщества на местах. Они проводят фестивали педагогических идей, методические поезда и педагогические десанты.
Летом 2002 года по инициативе учителя химии из Иркутской области, участницы всероссийского финала 2000 года Ольги Кондратьевой и лауреата московского конкурса 1997 года, тоже химика, Владимира Головнера состоялась первая межрегиональная экологическая экспедиция школьников на Байкал. С тех пор летние экспедиции и зимние школы учителей года и их учеников стали традицией.
В сентябре открылся конкурс. Работа конкурсантов началась с докладов о своем педагогическом опыте. Сначала теория, затем практика - открытый урок. 78 участников всероссийского финала распределили по десяти номинациям - не предметным, а проблемным: «Активные формы обучения», «Традиции в образовании», «Учитель-воспитатель»… Еще одна революционная перемена: во второй тур малые судейские коллегии выбирают не «пятнашку», а всех достойных продолжать борьбу. В 2002 году их оказалось 26. Реформа коснулась и второго тура. Учителя давали не уроки-импровизации, а мастер-классы. Самым стрессоустойчивым оказался преподаватель немецкого языка и директор 9‑й гатчинской школы Ленинградской области Игорь Борисович Смирнов - без малейших признаков паники заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук еще раз подтвердил, что он настоящий мастер своего дела, достойный Хрустального пеликана и звания «Учитель года России-2002».
В Международный день учителя двадцать шесть полуфиналистов конкурса «Учитель года России-2002» встретились в Екатерининском зале Кремля с президентом страны Владимиром Путиным.

2003‑й. 80 учителей - 200 уроков
Церемонию закрытия конкурса в Государственном Кремлевском дворце транслирует Первый канал. На сцене - весь цвет российской эстрады. И победитель. Им стал петербуржец, преподаватель 166‑й гимназии Игорь Альбертович Карачевцев. Конкурс во многом оказался рекордным. Никогда еще на всероссийский финал не приезжало столько участников - 80 человек. Никогда конкурсанты не давали по два открытых урока в московских школах (хотя и мечтали об этом). Каждый участник выступал в двух номинациях - проблемной и предметной. Одно учебное занятие проводит в рамках предметной группы, используя домашние заготовки. Другое - как участник той или иной проблемной номинации. В общей сложности конкурсанты 2003 года дали в Москве свыше 200 открытых уроков!

2004‑й. Переломный возраст
Торжественно стартовал пятнадцатый конкурс. Многие сравнивают «Учителя года России» с подростком - уж больно перемены последних лет напоминают игру гормонов подрастающего человечка. Проблемные номинации, предметные, один, два урока… В этом году попытались создать оптимальную модель: четыре тура с уникальными испытаниями в каждом. Первый тур - заочный. Члены номинационного жюри были специально приглашены за два дня до конкурса и внимательно изучили материалы всех 76 педагогов. Второй - презентация опыта работы, хобби-клуб и традиционный открытый урок по предмету. Третий этап - мастер-классы. В этом году до него дошли 39 конкурсантов. Остальные без дела не остались. Им выпало… нет, не наблюдать работу коллег, а судить их. Ведь все профессионалы.
Пятнадцати финалистам предстоял еще и четвертый тур - борьба за право оказаться в пятерке победителей. Нужно было прочитать публичную лекцию и проявить себя во время «Педагогического ринга». Обладателем Большого Хрустального пеликана стал Евгений Игоревич Славгородский, преподаватель русского языка и литературы поселка Крылово Калининградской области, 25 лет от роду - самый молодой учитель года России!

2005‑й. В гости к Канту
В мае озвучена инициатива министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко - финал Всероссийского конкурса будет проходить на родине предыдущего победителя. Теперь каждый регион может на время стать «пеликаньим пристанищем». Дело за малым: выпестовать абсолютного победителя. А пока, край янтарный, родина Канта, встречай гостей!
Основной площадкой «Учителя года России-2005» выбрана старейшая гимназия города Калининграда №1, которую заканчивал Роберт Рождественский и в которой работает Владимир Морар, победитель конкурса 2000 года. Здесь прошли конкурсные уроки, мастер-классы, лекции и педагогический ринг, который вела Елена Малышева, звезда Первого канала.
Учителем года-2005, обладателем Большого Хрустального пеликана стал учитель физики 31‑го лицея Челябинска Иван Иоголевич.

2006‑й. Возможно все!
Впервые финалисты Всероссийского конкурса «Учитель года» еще до состязания, в августе, собрались в Москве, чтобы познакомиться с друзьями-конкурентами, получить ценные советы от конкурсантов прошлых лет, пройти психологические тренинги и узнать основные принципы проведения конкурсного урока. Все учителя оценили обучающий семинар для «пеликанов» на «пять с плюсом». Тем более что параллельно педагогам удалось и столицу увидеть.
Конкурс «Учитель года России-2006» проходил в Челябинске. Во время демонстрации своих «Визитных карточек», представлении педагогического опыта, а также открытых уроков учителя активно использовали современные информационные технологии. В перерывах между серьезными испытаниями 53 финалистам скучать не давали: «Веселые старты», КВН, непрерывное внимание ученического пресс-центра - юных челябинских журналистов. А еще каждый день «пеликаны» любовались фотогалереей, которую оперативно создавал сам министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин.

Пятерка победителей конкурса «Учитель года России-2006» была объявлена на сцене Челябинского театра драмы. Педагоги оставили на «умной доске» свои автографы. Сергей Букинич, историк из Петербурга: «Челябинск + Санкт-Петербург = любовь». Игорь Апольский, филолог из Ростовской области: «А почему бы и нет?», его коллега Екатерина Уба из Ульяновска: «Возможно все!» Учитель русского языка и литературы из Тюмени Ольга Ковалева: «Спасибо!» Андрей Успенский, словесник из Череповца: «Жаль, что в хрустальной стае всего пять пеликанов».
22 ноября Андрей Геннадьевич был назван абсолютным победителем конкурса «Учитель года России-2006» со сцены Государственного Кремлевского дворца, где в этот день проходила торжественная часть Всероссийского общественно-педагогического форума «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии». По реакции зала стало ясно, что большинство педагогов ждали - объявят именно это имя!

2007‑й. Пеликан о двух головах
2007 год начался с работы «Зимней школы» - совместного проекта «Учительской газеты» и Межрегионального клуба «Учитель года», поддержанного Федеральным агентством по образованию. Временный образовательный центр, в котором преподавателями стали победители региональных конкурсов «Учитель года», а учениками - ребята их 13 регионов России, расположился в Петербурге, на базе лицея №664, под гостеприимным «крылом» директора, учителя года Санкт-Петербурга-2002 Ирины Липатовой.
Конкурс же переместился в другой хорошо известный город Северо-Западного округа - Череповец Вологодской области. В 2007‑м - никаких реформ. Те же два тура. Те же задания: для первого тура - показать свою «Визитную карточку», рассказать об опыте работы и провести открытый урок в незнакомом классе, для второго - дать мастер-класс, прочитать лекцию по философии образования и поучаствовать в дебатах. У обычного конкурса - необычный финал. Впервые в истории названы сразу два учителя года. Оба математики - москвичка Анна Мехед и петербуржец Дмитрий Гущин.

2008‑й. Экскурсия по Петербургу
Основные мероприятия конкурса прошли на родине одного из победителей предыдущего года - в Санкт-Петербурге. В распоряжение гостей была отдана лучшая петербургская гимназия №56. Здесь проходили защита инновационных проектов, открытые уроки, круглые столы. «Пятнашку» объявили в Юсуповском дворце. Мастер-классы участники второго тура давали в Санкт-Петербургском государственном горном институте (техническом университете). Лекции читали в СПбГУ. А закрытие конкурса провели в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. В общем, конкурс стал своеобразной экскурсией по Северной столице.
А вот победителя назвали в Москве, городе, где живет еще один победитель 2007 года. 3 октября 2008 года в Интеллектуальном центре - фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В.Ломоносова было объявлено имя учителя года России-2008. Им стал преподаватель музыки московской средней школы №1060 Михаил Стародубцев.

2009‑й. Новые правила
«Учитель года России-2009» был юбилейным - 20‑м по счету. В этом году учителям предстояло соревноваться по новым правилам. В I туре участников ждало пять конкурсных заданий: «Учебное занятие», «Классный час», «Методический семинар», «Родительское собрание» и «Педагогический совет»; во II туре - «Мастер-класс» и «Открытые дискуссии»; в III туре - «Круглый стол образовательных политиков». Обладателем Большого Хрустального пеликана стала Наталья Никифорова. Главный приз конкурса учителю математики из Магнитогорска на торжестве в честь Международного дня учителя вручил Президент РФ Дмитрий Медведев.

2010‑й. Уроки в Интернете
Конкурс 2010 года, проходивший в Челябинской области, - один из самых представительных: оргкомитет зарегистрировал в качестве участников педагогов из 76 регионов страны. Особенностью педагогического форума стали прямые интернет-трансляции всех 315 конкурсных мероприятий.
Чеченская Республика, Москва, Вологодская, Тульская и Челябинская области - вот регионы, чьи представители названы победителями Всероссийского конкурса «Учитель года-2010». Случилось это в Магнитогорске. А имя абсолютного победителя решено было объявить в Международный день учителя в Государственном Кремлевском дворце. Во второй раз в истории конкурса председателю оргкомитета, министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко и председателю Большого жюри Виктору Садовничему пришлось произнести сразу две фамилии: Андрей Гарифзянов (Тульская область) и Михаил Случ (Москва).

2011‑й. Пятерка в прямом эфире
22‑й конкурс «Учитель года России» прошел в двух городах. Первый тур - в Туле, второй - в Москве. Пятерка победителей попала в прямой эфир телеканала «Дождь». В таком необычном месте проходил «Круглый стол образовательных политиков» с участием министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. Абсолютный победитель был назван в День учителя в Московском планетарии, и это символично в Год космонавтики. Президент России Дмитрий Медведев вручил Хрустального пеликана учителю биологии средней школы села Баловнево Данковского района Липецкой области Алексею Овчинникову.

2012‑й. Кремлевский эксклюзив
22 сентября в гимназии №12 Липецка состоялось торжественное открытие Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012». 76 конкурсантов со всех концов России дают уроки, рассказывают о своем опыте, беседуют с родителями и детьми. А параллельно гуляют по городу, посещают липецкий краеведческий музей. 27 сентября конкурсанты попрощались с гостеприимной гимназией. Второй этап конкурса прошел в Липецком государственном педагогическом университете. Для начала в актовом зале университета произошло объявление «пятнашки» лауреатов. А на следующий день начались мастер-классы. Затем прошла открытая дискуссия, которую вели известные столичные журналисты. 2 октября на сцену Липецкого областного центра культуры вышла пятерка победителей конкурса 2013 года. В тот же день конкурсанты сели в поезд и отправились в Москву. В Екатерининском зале Кремля было оглашено имя абсолютного победителя, вернее, сразу двух - учителя МХК из Подмосковья Александра Демахина и учителя русского языка и литературы из Москвы Виты Кириченко. Хрустальных пеликанов учителям года-2012 вручил Президент России Владимир Путин.

2013‑й. Чай с президентом
Для участия в состязании съехались представители 79 регионов России. Основная часть конкурса прошла в подмосковном Подольске, а третий, завершающий тур - в столице. «Круглый стол образовательных политиков» с участием министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова состоялся в РИА «Новости».
На торжественной церемонии в городском Дворце детского творчества на Воробьевых горах абсолютным победителем конкурса «Учитель года России-2013» назван учитель информатики средней школы №29 деревни Беляниново Мытищинского района Московской области Андрей Сиденко. Большого Хрустального пеликана ему вручили Дмитрий Ливанов и Виктор Садовничий.
Сразу после объявления абсолютного победителя «пятнашка» лауреатов села в автобус и умчалась в направлении Ново-Огарева. В своей резиденции учителей ждал президент. Владимир Путин предоставил слово учителю года России-2013. Андрей Сиденко признался: «Я сейчас только пытаюсь осознать свою миссию, свой статус. Конкурс можно использовать как ресурс для выявления уникальных практик, которые есть в нашей стране, и трансляции этих практик, чтобы ими могли воспользоваться все учителя, все коллеги в нашей стране».

По материалам «Учительской газеты» и сайта «УГ» www.ug.ru