Не я придумал этот конкурс. Я тогда еще не работал в «Учительской газете». Владимир Жуков его придумал, редактор школьного отдела. А Геннадий Николаевич Селезнев, главный редактор газеты, сумел убедить людей на Старой площади - в ЦК КПСС, газета ведь тогда недолгое время принадлежала партии, что учительский конкурс нужен, что он может стать символом перестройки.
У конкурса сразу появились приверженцы, но были серьезные противники и даже враги. Одни негодовали, что конкурс - это шоу и оно позорит учительство. Другие твердили, что талантливым учителям негоже соревноваться в профессионализме. Третьи утверждали, что победитель заранее определен и нет никакого смысла соревноваться.
По большому счету конкурс никогда не был чистым соревнованием, мы никогда не определяли лучшего учителя страны. Это невозможно сделать. Каждый учитель лучший в чем-то. И дети каждого учителя - самые лучшие. Мы старались проводить общественный смотр достижений участников, выявлять лучшие практики и технологии, давать им возможность показать свои способности.
Конкурс жил, развивался, менялся. Я горжусь тем, что нам удалось его сохранить. Десятки тысяч людей на разных этапах прошли через него. Около двух тысяч стали участниками всероссийского финала. Многие из них теперь директора школ и начальники муниципальных органов управления образованием, региональные министры образования и руководители законодательных собраний. Но большинство так и остались работать в школе. «Школа - мой путь на всю жизнь. И от этого пути невозможно отклониться ни влево, ни вправо», - написал один из финалистов.
Я испытываю радость. Потому что конкурс познакомил меня с людьми, которые стали моими друзьями. Я дорожу этой дружбой, их доверием. Когда-то после аварии в Чернобыле я видел, как отправляли из зоны парня, который получил высокую дозу радиации, а он не хотел уезжать, доказывал своим начальникам, что это его станция, он знает ее как свои пять пальцев и должен остаться. Его доводы не приняли, и тогда он с горечью вымолвил: «Как вы не понимаете, я отвечаю перед своим пятилетним сыном за будущее. За будущее его детей». Я помню лицо этого парня и его слова до сих пор. Так и учителя отвечают за будущее, хотя и не говорят об этом вслух. Я постоянно учусь у всех, с кем я познакомился на конкурсе. Учусь их терпению, пытливости, умению учиться. Жизнь - это школа. Каждый из нас одновременно учитель и вечный ученик.
Каждый раз, когда мы подводили итоги, мне хотелось, чтобы вся страна знала не только победителей  (о них мы всегда рассказывали нашим читателям), но и   всех  участников финала. Два года назад, тщательно взвесив свои силы, мы решили создать на наших страницах портретную галерею всех конкурсантов. Теперь я могу сказать, что осуществить этот проект было невыносимо трудно: и организационно, и технически. Но мы справились. В нынешнем году пополнили галерею, дополнив портреты участников методическими материалами. Продолжим это делать и после нынешнего конкурса.
Я испытываю грусть, думая о тех из победителей, кого уже нет с нами. Первым ушел из жизни талантливый математик, эрудит, любимец детей и женщин интеллигентнейший Володя Ильин из Санкт-Петербурга. Затем не стало минского физика, победителя конкурса 1991 года Валерия Гербутова. Год назад умерла московский математик Аня Мехед, человек поразительной искренности и открытости. Земля им пухом и вечная память.
Я испытываю чувство благодарности ко всем, кто помогал развиваться конкурсу, кто его проводил. Конечно же, «Учитель года» вряд ли выжил бы без поддержки Министерства образования и науки, Общероссийского Профсоюза образования. Но были люди, которые сыграли особую роль в его становлении. Бывший министр образования Владимир Михайлович Филиппов, бывший заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Валентина Ивановна Матвиенко, бывший заместитель министра образования и науки Исаак Иосифович Калина, покойный председатель ЦК Профсоюза работников  народного образования и науки Владимир Михайлович Яковлев, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Георгиевна Димова, доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Елена Михайловна Пахомова, исполнительный директор Фонда поддержки российского учительства Людмила Петровна Епихина и десятки других людей, для которых конкурс стал больше чем конкурс, стал частью их жизни.
С юбилеем, дорогие друзья!