Первая неделя работы после выхода из отпуска. А был ли отпуск? Отпуск вроде бы есть, но его как бы и нет... Мыслями присутствие на работе постоянное, реальное присутствие - эпизодическое. Дни, когда совсем отвлекаешься от работы, можно пересчитать по пальцам. Иногда выпадаешь из реальности, и близким людям приходится водить ладонью перед твоим лицом: «Ау, ты где?» А может быть, это задумчивое состояние летом и обеспечивает бесперебойную работу в течение года? «Размышления под кустом смородины» - это тоже работа, только в фоновом режиме. И ведь приходят же новые решения, словно в голове включен невидимый счетчик, автоматически подсчитывающий часы недельной нагрузки, маркирующий функционал...
В этом году предстоит включиться в работу троим новым педагогам. Наш стабильный коллектив, получивший прививку верности гимназическим смыслам от нашего первого директора, нуждается в обновлении. Основателя гимназии, Иосифа Борисовича Ольбинского, нет с нами уже семь лет. Но время показало, что его дело продолжается. Сможем ли мы передать новому поколению педагогов наше настоящее отношение ко всему, что мы делаем? Имея печальный опыт ежегодного ухода учительниц русского языка (пять человек за пять лет), прихожу к мысли, что люди со стороны, имеющие большой опыт работы в школах, не приживаются в гимназии. Что-то с нами не так... Могу только предположить, что работа с полной самоотдачей, понимаемая как служение, не каждому под силу. Подавляющее большинство педагогов из других школ считают, что работать с умными, отобранными, мотивированными на учебу детьми легче, чем с обычными. Эта ошибочная установка приводит к нам людей, не готовых отдавать.
В этом году кардинально меняю подход к подбору кадров. В приоритете - хорошие (целиком отличные!) оценки во вкладышах к диплому. Защита диссертации и опыт преподавания в вузе при малом опыте работы в школе. Победы в профессиональных конкурсах. И главное, что объединяет моих кандидатов на должности учителей, - видение собственной особой миссии в школе. Желание идти вперед и учиться. Желание участвовать в творческих проектах. Желание заниматься с детьми исследованиями, сопровождать их в экспедициях. Не могу сказать, что мне не страшно. Не могу сказать, что доверие, понимаемое как «аванс веры», дается мне легко. Могу только быть уверенной в том, что все они получат от меня максимум понимания, поддержки, помощи. А вдруг придется раздавать «затрещины»?
Обновляю не только педагогический состав. У нас новый завхоз. В выборе кандидата определяющей стала установка на благотворительность. Важно, чтобы человек понимал, что гимназия для детей, для их творчества и самореализации. Гимназия - место, где есть возможность и для серьезной учебы (выпускники, как правило, поступают в первую  волну на бюджетные места в МГИМО, МГУ, МФТИ, РАНХиГС, I и II мединституты и др.), и для интенсивного личностного развития и самоопределения, и для достойного напряженной внутренней работы отдыха. При этом не всегда удается сохранить помещение в первозданном виде. Не всегда хватает сил убрать декорации, привести в порядок холл, тем более при подготовке к праздникам фантазия в оформлении помещения никем не ограничена. Где-то скотчем повреждаются стены, где-то летят мимо брызги краски, во время спектакля не рассчитали силу дверного хлопка - осыпалась штукатурка... Можно освободить гимназию после уроков от детей, и будет тихо, чисто. Но это не про нас. Новому завхозу это будет понятно - он член международной сборной «Что? Где? Когда?».

P.S. Предыдущие материалы читайте в «УГ» №11, 12, 14, 19, 20 и 22 за 2014 год.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», Московская область