В этих документах содержатся требования ко всем видам деятельности школы, включая промежуточную аттестацию. (См. рис. 1.)

Федеральный закон «устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в РФ», а стандарт содержит требования к образовательным программам, определяя гарантии качества образования.
Каково же содержание статей, которые регламентируют вопросы промежуточной аттестации? (См. рис. 2.)

В статье 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» указано, что описание форм аттестации - один из обязательных элементов образовательной программы школы.
Проведение промежуточной аттестации обязательно учитывается в учебном плане школы: в сумме часов, отведенных для освоения темы, образовательного модуля или учебного курса. Проведение промежуточной аттестации входит в сумму часов учебных предметов, указанное в учебном плане.
Таким образом, аттестация не предполагает дополнительную учебную нагрузку учащихся и должна планироваться в соответствии с распределением времени на изучение предметов (курсов, модулей). (См. рис. 3.)

В 28 статье Закона «Об образовании в РФ» утверждены такие компетенции образовательной организации:
- осуществление текущего контроля успеваемости;
- проведение промежуточной аттестации
(их формы, периодичность и порядок также определяет школа на основе внутренних локальных актов);
- проведение самообследования и обеспечение внутренней системы оценки качества образования.
Стоит отметить, что образовательная организация несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции, включая ответственность за ненадлежащее выполнение функции промежуточной аттестации. (См. рис. 4.)

Формы, периодичность и порядок промежуточной аттестации в соответствии со статьей 30 Закона «Об образовании в РФ» определяет образовательная организация. Для внедрения тех или иных форм аттестации, утверждения бланков контрольно-измерительных материалов и системы математического анализа полученных баллов не требуется согласование с учредителем или научными организациями. Управленческая команда школы самостоятельно разрабатывает Положение о промежуточной аттестации, утверждаемое подписью директора. (См. рис. 5.)

Учитывая важность системы промежуточной аттестации в обеспечении образовательных результатов, разработчики Закона посвятили ей отдельную главу. В ней раскрыты основные положения:
    Аттестация проводится по итогам отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
    Аттестация не проводится на уровне дошкольного образования.
    Аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
    Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью.
    Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации. (См. рис. 6.)

В статье 17 закреплено право обучающихся, получающих образование в форме семейного образования и самообразования, на прохождение промежуточной аттестации в образовательной организации экстерном. В статье 33 представлено определение: «экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность». То есть формы и порядок промежуточной аттестации экстернов также должны быть определены в локальном акте школы.
Таким образом, вопросы промежуточной аттестации раскрыты в более чем пяти статьях Федерального закона «Об образовании в РФ». Согласно тексту Закона система промежуточной аттестации - это элемент основной образовательной программы школы, за ее обеспечение несет ответственность руководитель, утверждая локальные акты и обеспечивая их исполнение в отношении каждого обучающегося. (См. рис. 7.)

Какое место занимает промежуточная аттестация в ООП?
Рассмотрим этот вопрос на примере ООП основного общего образования. В соответствии с требованиями стандартов в структуру основной образовательной программы входят 3 обязательных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Элементы ООП, которые содержат описание системы промежуточной аттестации, отмечены на слайде серым цветом. (См. рис. 8.)

Целевой раздел включает цели, задачи, описание результатов и способы определения их достижения, поэтому содержание и инструменты промежуточной аттестации раскрываются в описании «системы оценки планируемых результатов».
В пункте 18.1.3 стандарта ООО указано: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания … промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности и … оценки проектной деятельности обучающихся». Промежуточная организация может проводиться по всем видам образовательной деятельности учащихся. (См. рис. 9.)

Содержательный раздел ООП содержит:
- программы учебных предметов, курсов;
- программу развития УУД;
- программу воспитания и социализации по направлениям формирования здорового образа жизни, профилактической работы и профессиональной ориентации;
- программу коррекционной работы, адресованную учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
При этом система оценки результатов ООП должна учитывать освоение каждого структурного элемента ООП. Например, промежуточная аттестация предметных результатов может проводиться в традиционных формах, а для оценки результатов освоения программы развития УУД формируется «методика и инструментарий мониторинга успешности освоения УУД». Для оценки эффективности программы воспитания и социализации создаются «методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся». (См. рис. 10.)

Организационный раздел включает механизмы реализации ООП, главные из которых учебный план и план внеурочной деятельности, и систему условий реализации ООП.
В организационном разделе также должны быть раскрыты условия, необходимые для проведения промежуточной аттестации:
- кадровые (система повышения квалификации педагогов по вопросам оценки результатов);
- информационно-методические (наличие контрольно-измерительных материалов, соответствующих выбранному УМК);
- материально-технические (программное обеспечение и ИКТ для проведения дистанционной диагностики и др.);
- психолого-педагогические (обоснование использования той или иной формы аттестации в соответствии с возрастными особенностями учащихся; внедрение альтернативных форм промежуточной аттестации для одаренных детей);
- финансовые (обоснование и расчет средств на использование услуг операторов внешней оценки качества образования или привлечение специалистов в области оценки результатов развития детей с ограниченными возможностями здоровья). (См. рис. 11.)

Как проектировать систему промежуточной аттестации?
Для диагностики различных элементов содержания образования требуются различные формы промежуточной аттестации и соответствующие контрольно-измерительные материалы.
При этом важно учесть, что:
    Система промежуточной аттестации должна быть прозрачной. Это значит, что школа информирует учеников и родителей о сроках, материалах и методах оценки результатов до начала изучения курса или модуля. Это нужно для того, чтобы учащиеся могли определить, какие знания и умения будут оцениваться, и обратить на них внимание в процессе обучения, а не готовиться за один день до контрольной. Учитель должен уметь выбирать подходящие формы промежуточной аттестации, например, контрольная работа отличается от самостоятельной. В ходе контрольной работы проверяют конкретные результаты, а самостоятельная работа лишь форма подготовки в прохождению аттестации.
    Содержание КИМов должно точно отражать содержание модуля (курса), например, для оценки компетенций в области письменной речи неэффективно давать задания на поиск ошибок в тексте в форме теста, лучше предложить написать диктант. При этом текст диктанта должен включать лексический материал и предложения с особенностями пунктуации, изученными в данном учебном модуле (а не в другие периоды обучения). Это позволит аттестовать результаты изучения данного модуля. Если учитель определил, что именно будет аттестовано по итогам изучения урока, то он сможет учесть это содержание на самом уроке и предложить ученикам формы работы, которые потребуются для предъявления результатов.
    Контрольно-измерительные материалы должны соответствовать содержанию выбранного УМК. Если в 8-м классе используют три разных линии учебников, то провести единую директорскую контрольную будет невозможно, для этого потребуется три комплекта КИМов и учет сроков изучения той или иной темы, принятых в учебнике.