Образовательные ресурсы: детали модели развития насекомых, фрагмент урока школы «Кирилл и Мефодий», микроскоп, флешмодели из коллекции ЭОР.

Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности
Учитель: Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения:
Мы куколками спали,
дремали мы, и вот
Чехольчики с нас спали
и сразу мы попали
в весенний хоровод.
Как белые клочочки,
летаем мы втроем.
Мелькают травки, кочки,
Где крылья, где листочки -
никак не разберем.
О ком эти строки?
К какой группе животных относится бабочка?
Ответы учеников.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Учитель: Каких еще насекомых вы знаете? По каким признакам насекомые отличаются от других групп животных?
Ответы учеников.
Учитель: Я полностью с вами согласна, и сегодня на уроке мы расширим свои знания о насекомых и узнаем удивительные тайны их жизни. А у них, поверьте, их очень много. И вы, наверное, уже обратили внимание, что эти тайны вы будете открывать совместно, работая в группах. Думаю, что правила работы в группе вам уже знакомы.
Кстати, а вы знаете, как называется наука, изучающая насекомых? Энтомология. На языке древних греков насекомое называлось энтомос. Поэтому науку о насекомых и назвали энтомологией, а людей, которые изучают насекомых, - энтомологами.
Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли ученых-энтомологов и провести собственные исследования. Наш класс будет мини-лабораторией, а я, если вы позволите, буду научным руководителем этой лаборатории. И так как мы с вами ученые-исследователи, то должны работать правильно,  быстро и организованно. А в конце урока за активную работу вам будут вручены значки юного исследователя, а ребята, которые проявят активность, ответственность, любознательность и другие важные качества исследователя, получат значок ученого-энтомолога.
Но для того чтобы приступить к исследованию, необходимо определить его тему. И для этого я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кем я был в детстве».

3. Проблемная ситуация
Учитель: Помогите взрослым животным узнать, кем они были в детстве. Образуйте пары взрослое животное  - кем оно было в детстве и соедините их. (Ученики составляют пары.) Ребята, а кем в детстве были бабочка, пчела или божья коровка? (Дети затрудняются в ответе.) Как вы думаете, почему не смогли найти точного ответа? (Недостаточно знаний.) В какую тему можно объединить эти вопросы? Кто из вас догадался,  какова тема нашего исследования? (О развитии насекомых, как происходит развитие.)

4. Формулирование темы и задач урока
На доске появляются слова «Развитие насекомых». Тема исследования определена.
Учитель: Как вы думаете, на какой вопрос необходимо получить ответ по теме «Развитие насекомых»? (Узнать, как появляются и развиваются насекомые.) Совершенно верно, это будет одна из задач нашего урока, которую мы будем решать. Скажите, а может ли окружающий мир обойтись без насекомых? (Нет.) Почему? (Ответы учеников.) А кто думает по-другому? Все ли насекомые полезные? (Ответы учеников.) Как вы думаете, что еще нам сегодня необходимо выяснить? (Какую пользу и вред наносят насекомые.)  В течение нашего урока мы должны решить эти две задачи.

5. Построение проекта выхода из затруднения (групповая работа)
Учитель: А сейчас посмотрите вокруг. Как вы думаете, что нам поможет провести исследование и решить эти задачи, какими методами можно воспользоваться? (Прочитать о них, изучить, наблюдать за ними, присмотреться к ним поближе.)  Верно.
А вот развитие каких насекомых вы будете исследовать, попробуйте  отгадать сами. У вас на столах лежат розовые конверты, откройте их и соберите картинку.
1-я группа. Муха.
2-я группа. Бабочка.
3-я группа. Божья коровка.
4-я группа. Пчела.
Каждая группа имеет своего представителя насекомых. Самое главное в исследовании - умение все замечать, то есть наблюдать и записывать. Результатом вашей работы будет схема развития насекомого и оценка работы вашей группы по оценочным листам.

6.  Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний (отчет групп о проделанной работе)
1-я группа. Муха
1. Сколько этапов или, как говорят в науке, стадий развития проходит муха? Назовите стадии.
2. Расскажите, что рассмотрели под микроскопом. На какую крупу похожи яйца мухи? Где чаще всего муха откладывает яйца?
3. В чем польза и вред этого насекомого?
4. Какие меры борьбы с этими вредителями мы можем использовать, чтобы не заболеть болезнями, которые переносят мухи?
Ребята, вспомните, в какой сказке главной героиней является муха? Кто автор этого произведения? (Корней Чуковский «Муха-цокотуха».)  Какие еще насекомые встретились в этом произведении? К кому обращалась муха с такими словами?
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?

2-я группа. Бабочка
1. Сколько стадий развития бабочки вы установили? На какой стадии своего развития бабочка приносит вред? Почему?
2. А кто знает, как бороться с личинками бабочки - гусеницами? (Некоторые собирают гусениц руками, некоторые пользуются различными химикатами - специальными растворами, а можно использовать народное средство - 2 ст. ложки горчицы и соли, 1 чайную ложку черного перца развести на 10 литров воды и обработать (опрыскать) этим раствором растение.)
3. Стадии развития какой бабочки вы рассматривали в мини-лаборатории? Какую пользу приносит эта бабочка?
4. Какую роль играют бабочки и другие насекомые в жизни растений?
Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеофрагмент о том, как в природе происходит развитие бабочки.
Сколько этапов вы увидели?
Что происходит с бабочкой на 3-м этапе? (Окукливание.)
Как вы думаете, какую функцию играет куколка в развитии бабочки?
Вы увидели, как искусно бабочка откладывает свои яйца. Я предлагаю увидеть их под микроскопом. А вы знаете, что среди бабочек есть такие, которые откладывают яйца на своих любимых растениях?
Где отложила эта бабочка свои яйца? (На капусте.) Как название этой бабочки? (Капустница.)
А вот эта красавица отложила яйца на крапиве. Как вы думаете, какое у нее название? (Крапивница.)  Совершенно верно.
Чтобы перейти к следующему представителю насекомых, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Каких насекомых вы увидели? Что о жизни пчел вы узнали из этого мультфильма? Как еще называют этих насекомых? (Общественные.) Я приглашаю представителей третьей группы, которые ознакомят нас с развитием пчел.

3-я группа. Пчела    
1. Итак, сколько стадий развития пчелы вы выявили?
2. Что происходит на 1-й и 2-й стадиях развития пчелы?
3. Как ведут себя пчелы?
4. В чем польза этих насекомых? А вред?
Мед - это сладкая вязкая жидкость с приятным запахом (букетом), полученная медоносными пчелами из нектара цветков.
Воск - клейкое вещество, из которого пчелы строят соты.
Прополис - темное клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами. Пчелы обмазывают прополисом стенки улья и заделывают щели. Прополис горький на вкус. Его используют в медицине и косметике.
Перга - цветочная пыльца растений, собранная пчелами, уложенная и утрамбованная в ячейки сотов и залитая ими медом. Используется в медицине и косметике, а также в качестве пищевой добавки.

4-я группа. Божья коровка
1. К каким насекомым, вредным или полезным, вы отнесете божью коровку? Почему? Есть другие мнения?
2. На какой стадии своего развития насекомые наносят вред?
Учитель: Вы знаете, многие считают, что всех гусениц, мух,  жуков и других вредных насекомых необходимо уничтожить. Другие говорят, что этого делать нельзя. А как вы думаете, нужны ли природе насекомые?
Ученики: Все насекомые нужны.
Учитель: Молодцы, вы, конечно, правы. В природе все взаимосвязано, нет абсолютно полезных или абсолютно вредных насекомых. Уничтожив одних, мы погубим других. Надо просто знать, как можно бороться с насекомыми-вредителями, и мы сегодня об этом уже говорили на нашем уроке.

Вывод
Скажите, что объединяет наших насекомых? Перечислите их в той последовательности, как происходит развитие насекомых. Начинает 1-я группа - 1-я стадия, 2-я группа - 2-я стадия, 3-я группа - 3-я стадия и 4-я группа - 4-я стадия.
Вернемся к нашим задачам. Как вы думаете, решили мы их? (Ответы учеников.)  Скажите, где в жизни вы можете применить знания и умения, полученные на уроке? (Эти знания важны полеводам, садоводам, фермерам, для того  чтобы бороться с насекомыми - вредителями растений и получать хороший урожай. Насекомых надо оберегать, так как многие из них занесены в Красную книгу.)
Какие методы вы использовали на уроке для решения задач?
Ответы учеников.
 Учитель: Вы меня очень порадовали, потому что работали дружно, с интересом. Вы действительно настоящие исследователи.
А сейчас я прошу оценить работу группы по оценочному листу.

7. Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Наше исследование подошло к концу. А  любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы  и не подведены итоги.
Давайте вернемся к нашей игре «Угадай, кем я был в детстве». Так кем же в детстве были  бабочки, пчелы, мухи и божьи коровки?
Проанализируйте свою работу, используя фразы (см. схему).
Проведите самооценку.
8. Итог урока
Учитель: Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. Но наверняка этих знаний недостаточно, чтобы спокойно и уверенно сказать: «Я знаю о насекомых все». В старших классах ваши знания о насекомых будут углубляться и расширяться. Сегодня я хочу каждому из вас вручить значок «Юный исследователь», а ребята, которые взяли на себя ответственность выступить от группы, проявили любознательность, получают значок «Ученый-энтомолог».

9. Домашнее задание  
Найти насекомых, занесенных в Красную книгу Еврейской автономной области.

​Лариса НАЗАРЧУК, учитель начальных классов средней школы села Птичник Еврейской автономной области, учитель года Еврейской автономной области-2013