Вводных уроков должно быть несколько
Нужно задать тон всем последующим урокам, всему учению. И не только учению - нашему содружеству-общению, я бы даже сказала - созидательно-познавательной деятельности. Пусть не покажется это странным, но так называемых вводных уроков в 5-м классе у меня всегда несколько. На них не жалею времени, потому что они окупятся сторицей.
«Зачем человеку язык», «Что такое язык» и «Что такое речь» - с таких тем начинается курс русского языка основной школы. На мой взгляд, эти темы учитель-словесник должен преподнести новоиспеченному ученику 5-го класса с большой долей ответственности и с любовью к своему предмету. Но завтра, на самом первом уроке, разговор пойдет еще не об этом. На него я возьму фотографии древнерусских рукописей, образцы китайских иероглифов, а также бабушкины кружева и цветы.

Учимся у природы
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на эти цветы. Сегодня мне захотелось принести их в класс, для того чтобы вы поучились у них чему-то очень важному. Как вы думаете, чему можно поучиться у цветка?
Ответов на этот вопрос у детей может быть много, и со всеми, думаю, стоит согласиться. Но нас интересует главное.
- Не забывайте - у нас урок русского языка. Подумайте, есть ли связь между цветами и тем, что предстоит нам делать на уроках русского языка?
Мы рассматриваем цветы, а затем листья. Ни один лепесток не вырастает длиннее своих соседей-братьев, ни один цветочек на клумбе не выбивается из общего ансамбля, и все зубчики на листьях похожи, как близнецы. Во всем симметрия, красота, соблюдение порядка. Всему этому - гармонии в соотношениях, упорядоченности в размерах и формах - можно поучиться у природы.
Переходим к бабушкиным кружевным салфеткам, к кусочкам ткани и обоев с растительным орнаментом, даже рассматриваем узор на Аниной кофточке. Вывод прост - человек учится у природы, именно из нее он берет рисунки и орнаменты, черпает и идеи, и настроение. И вот кульминация нашего урока:
- Сегодня вы начнете свои новые тетради. В них нет еще ни одной буквы. Но прежде чем писать, давайте решим, как это надо делать, с кого надо брать пример.
Все дети за то, чтобы брать пример с природы, чтобы учиться у цветочка. С этого урока цветочек становится нашим символом. Его мы будем вспоминать не раз, если возникнут проблемы с каллиграфией.

Каллиграфический эксперимент
Беспроигрышный прием на уроке в 5-м классе - эксперимент на выявление ровного и красивого почерка. Прошу желающего написать на доске слово природа и затем с помощью мела и длинной линейки демонстрирую «параллельность линий, заданных написанными буквами». У ребят, как правило, буквы скачут, поэтому начерченные линии получились не параллельные, а пересекающиеся.
Затем пишу это же слово сама каллиграфическим почерком и снова провожу параллельные прямые. Прошу ребят сравнить и объяснить, почему во втором случае почерк выглядит ровнее. Так мы приходим к выводу о том, что письмо - это искусство. Искусство плести ровные кружева в своей тетради.

Книга - это храм
Далее знакомлю учеников с искусством письма и искусством каллиграфии, которые имеют богатую историю.
Показываю детям фотографии древнерусских рукописей, разные виды письма, которые были в русских рукописных книгах, обращаю внимание на необыкновенные по красоте буквицы, написанные вязью. На Руси вязь применялась не только как декоративный шрифт, но и как элемент в декоративно-прикладном искусстве.
Будет уместен рассказ о кропотливом труде создателей первых книг, о том, что книга в те давние времена была своего рода храмом. В каждую букву монахи-писцы вкладывали большую любовь. Книга переписывалась и расцвечивалась столь же добросовестно, как строился и украшался храм.
Чистейшее из искусств
Можно обратиться к культурному наследию других народов и государств. Например, к китайским иероглифам. Ведь там, в Китае, наряду с живописью каллиграфия считается чистейшим из искусств, которое получило свое развитие еще в начале второго тысячелетия до нашей эры. Восхищение китайцев вызывает не содержание написанного, а само начертание выполненных художником знаков.
Интересно, что в Китае до сих пор существует традиция, по которой ученики снова и снова копируют образцы знаменитых мастеров, прежде чем разовьют собственный стиль. Считается, что лишь тот достигнет мастерства, кто упражняется в каллиграфии с юного возраста, обычно с трех лет. Снова и снова наносит художник мазки на бумагу, обмакивая кисточку в тушь. Тысячи знаков должен написать ученик, прежде чем его каллиграфия заслужит одобрение учителя.

Эффект Наташиной тетрадки
Для встречи с 5-м классом у меня заготовлен один интересный экспонат, в связи с которым рассказываю детям небольшую историю. Начинаю с того, что у меня есть необыкновенная тетрадка, которую я храню уже много лет и показываю ее своим ученикам, поступающим в 5-й класс. Это тетрадка пятиклассницы 2000-2001 учебного года.
Еще когда я набирала свой первый 5-й класс, меня мучила проблема плохого почерка и страшной неряшливости некоторых учеников. Хотелось исправить положение, и я занялась изучением методики В.А.Илюхиной по исправлению почерка.
С отдельными учениками мы завели тетрадки «по исправлению почерка», а также начинали урок с каллиграфической пятиминутки, как в начальной школе. Результат меня порадовал: были ребята, у которых почерк преображался до неузнаваемости. Правда, для такого результата необходимым было одно важное условие - собственное желание ученика изменить почерк, без этого результат оставался нулевым.
Тетрадка одной моей ученицы, Наташи, хранится у меня в шкафу. Наташа очень хотела изменить почерк и кропотливо выполняла все, чему я ее учила. Тетрадка стала тому ярким подтверждением.
Каждый раз пятиклассники с большим интересом рассматривают Наташину тетрадку. Когда я показываю им первую и последнюю страницы, они очень удивляются и не верят, что это писала одна и та же девочка, только с разницей по времени в несколько недель. Именно такой эффект мне и нужен. Поэтому берегу эту тетрадку для всех своих будущих пятиклассников.

С белого листа
На первом уроке русского языка мы, конечно, займемся и практической деятельностью: старательно будем писать в своих новых тетрадях, с белого листа. Напишем предложения о древнерусских монахах-писцах, о китайской каллиграфии и обязательно о природе, у которой мы учимся красоте и совершенству.
На этапе рефлексии ребята оценивают свою работу с помощью наших цветочков - символа красоты и гармонии.

Зачем нужен эстетико-каллиграфический урок?
Кто-то, возможно, скажет о том, что вся эта работа более уместна в первом классе. Но я убеждена: начиная пятый класс, стоит вернуться к такому важному вопросу, как каллиграфия, но преподнести ее следует с другого ракурса - как искусство, как эстетическое наслаждение, как воплощение порядка и красоты.
Пятиклассники - это люди, которые ждут от школы чего-то нового, и они готовы впитывать то важное и настоящее, во что верит сам учитель. И этот эстетико-каллиграфический урок может стать уроком мотивационным. Его можно провести как праздник письма, праздник встречи со школой. Он важен еще и потому, что пятиклассникам еще долго идти по ученической дороге, и весь этот путь они проходят с неизменными спутниками - ручкой и тетрадкой. Так не лучше ли по-настоящему подружиться с ними?
Заразить учеников заботливым отношением к буквам, к ровному почерку, к аккуратному оформлению записей, с первых уроков воспитывать умение получать эстетическое наслаждение, видеть и самим создавать красоту - педагогическая задача, которая отвечает не только возрастным особенностям пятиклассников, но и соответствует нынешним требованиям по достижению важных личностных и метапредметных результатов обучения.

​Снежана ПОНАМАРЁВА, учитель русского языка и литературы Большеуковской средней школы Омской области