Бегут по общей лестнице,
 Звонок услышав звонкий,
 Ровесники, ровесницы,
 Мальчишки и девчонки.
Казалось бы, прочно впечатанные в память немудрящие строчки о школьной дружбе не требуют серьезного комментария. Между тем вопрос о том, что это за общая лестница, по которой детвора скопом бежит на урок, несколько озадачивает. Будучи в профессии более сорока лет, никаких других отдельных лестниц в школе (директорских, президентских) я не встречал. Разве что пожарные или оборудованные в последнее время специальными приспособлениями лестницы для детей с ограниченными возможностями.  Но в пятидесятые годы прошлого века, когда впервые зазвучала эта песня, ни о каком инклюзивном образовании не могло быть и речи. Напротив, тогда инвалидов прятали. Я еще помню безногих калек на деревянных колясках, что передвигались по улицам Москвы. В одночасье они исчезли из столицы, будучи вывезенными на остров Валаам на дожитие, дабы не портили своим жалким видом витрину социализма. (Читайте об этом пронзительную повесть Ю.Нагибина «Бунташный остров».)
«Тайна» общей лестницы открывается лишь профессионалу, знакомому с историей советского образования. В 1954 году, ровно год спустя после смерти вождя народов и лучшего друга всех детей, страна вернулась к совместному обучению мальчиков и девочек. Отсюда и общая лестница, и всеобщее ликование:
Ровесницы, ровесники,
Девчонки и мальчишки.
Одни поем мы песенки.
Одни читаем книжки.
Девчонки, мальчишки,
Мальчишки, девчонки.
Мы учимся вместе, друзья.
Всегда у нас весело в классе.
Да здравствует дружба! Ура!
Возвращение к совместному обучению было воспринято тогда с радостью (особенно старшеклассниками) и стало одной из примет наступающей «оттепели».
Но, как пишут в романах, прошли годы и даже десятилетия, и уже в период перестройки начала возрождаться и реализовываться идея раздельного обучения, разумеется, со ссылкой на старые добрые традиции благородных пансионов для девочек и кадетских корпусов для юношей. Традиции действительно уходят в глубину веков. Ведь еще в Древнем Риме существовали женские школы.
Любопытно, что к этому факту обратился замечательный русский физиолог И.И.Мечников в своей книге «Этюды оптимизма», посвященной преодолению проклятия старости. Там он ссылается на врача XVIII века Кохаузена, который напечатал диссертацию о римлянине Геримппаусе, умершем в 115 лет, который был учителем в женской школе и прожил так долго благодаря общению с молодыми девушками. Ввиду этого врач дает отличный совет: вдыхать утром и вечером дыхание молодых девушек, и уверяет, что это бесконечно способствует укреплению и поддержанию жизненных сил, так как, по мнению его адептов, дыхание в этом возрасте еще содержит первичную материю во всей ее чистоте. Физиолог И.И.Мечников дал более современную трактовку этому феномену: вероятно, действие герокомии объясняется иначе. Близость молодых девушек должна вызывать выделение сока предстательной железы, который, всасываясь в кровь старика, производит возбудительное действие на нервную систему.
Из чего лично я делаю вывод о несомненной пользе раздельного обучения для пожилых преподавателей женских школ.
Но шутки в сторону, действительно соблазнительно опереться в деле обучения и воспитания на гендерные особенности, выращивая из девочек не бесполых угловатых существ в неизменных кроссовках и джинсах, а благородных леди (почти смолянок) с прекрасными манерами и тонкой душой. А из мальчиков - мужественных рыцарей, готовых в любой момент встать на защиту слабого, женщины, наконец, Родины. Многие из созданных специальных учебных заведений работают блестяще. В частности, мне удалось в этом убедиться в Пансионате для девочек Министерства обороны, где делается все возможное, для того чтобы дать полноценное образование дочерям погибших в горячих точках офицеров или командиров, служащих в отдаленных гарнизонах, где при всем желании невозможно создать нормальные условия для обучения и развития ребенка любого пола. Поэтому вполне естественно, что наряду с суворовскими училищами возникло соответствующее учебное заведение для дочерей военнослужащих. Пусть расцветают все цветы, ибо в образовании, призванном отвечать на конкретные запросы общества, разнообразие и гибкость - залог успеха.
Но считать гендерный подход панацеей от всех напастей современной цивилизации со всеми ее угрозами и вызовами я при всем уважении к традициям не могу. Никаких серьезных научных аргументов на этот счет не существует. Сомневающимся советую ознакомиться с исследованиями на эту тему выдающегося российского ученого И.С.Кона. К слову, сегодня девушек принимают в высшие военные заведения наравне с юношами. Поэтому меня до сих пор радует, что мальчишки и девчонки по большей части учатся вместе.

​Евгений ЯМБУРГ, заслуженный учитель РФ, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки РФ