Конечно же, примерные программы по учебным предметам нужны. Мы и так уже изрядно задержались с их принятием. Дело в том, что в новых федеральных государственных стандартах ни слова не сказано о содержании, об образовательной  «начинке». В них не оговаривается, какие формулы, теоремы, исторические даты, физические и химические законы должны знать школьники. В отличие от стандартов 2004 года новые ФГОС выстроены в совершенно иной логике. Естественно, предметникам нужны ориентиры, позволяющие отбирать содержание. И в этом смысле обсуждение примерных программ не просто актуально, но сверхактуально.
Хорошо, что к разговору приглашаются не только педагоги. Когда такие вопросы решают лишь узкие специалисты, есть опасность столкнуться с ситуацией, которую мы наблюдали в 2004-м. Никто из предметников не мог пожертвовать ни единой темой из своей дисциплины. Как только из ботаники предлагалось убрать один вид лишайников, учителя начинали возмущаться: как можно оставить детей без этого лишайника, на нем вся биология держится! Та же картина повторялась у математиков и физиков, историков и филологов. И тут мне хотелось бы обратиться к читателям «УГ» с предложением:  не сочтите за труд, почитайте учебники, по которым работают ваши коллеги. И честно сами себе ответьте на вопрос: весь ли школьный курс по всем предметам вы помните? И мешают ли вам пробелы в знаниях по другим дисциплинам жить и успешно работать?
Очевидно, что содержание школьного образования перегружено. У учителя нет времени развивать мышление ребенка, ему надо все время давать новый материал. Поэтому, на мой взгляд, в ходе широкого общественного обсуждения необходимо четко разделить материал на обязательный, который у всех учеников должен от зубов отскакивать, и факультативный, необходимый детям, решившим изучать ту или иную дисциплину углубленно.
Тем же, кто волнуется, что интернет-обсуждение  не более чем фикция, а в итоге чиновники все равно утвердят программы, уже заранее кем-то составленные, хочу напомнить, что именно вмешательство широкой общественности позволило уйти от ряда очень спорных шагов, предлагавшихся в первых редакциях новых стандартов старшей школы и в законе об образовании.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Профессор. Академик РАО.