На первой встрече мне подарили журнал ассоциации «Эколь». На обложке задумчивый малыш. Маленькие ладошки обхватили лицо. Во рту торчит перьевая ручка, пальцы в чернилах. Взгляд устремлен куда-то ввысь. Он не здесь и не сейчас. Ему не до математических премудростей. Подождут дроби и множители. Предлоги и сказуемые никуда не убегут. И материки не сдвинутся с якоря. Пока он додумает свою мысль, пока домечтает. Я смотрел на снимок и думал: как его зовут? Пьер? Андре? Люсьен? Впрочем, какая разница, какое у него имя. Он такой же, как его сверстники где-нибудь в Подмосковье или пригороде Бирмингема, - пока открытый, искренний, мечтающий. Мир - цельнотканый гобелен. Что за рисунок на нем? Я спрашивал себя: что видит там этот малыш? И все остальные дети что видят на картине мира? Если поймем, не станем с каждым мигом от них отдаляться, уходить, разлетаться в разные стороны, как Вселенная, не потеряем друг друга - взрослые и дети.
Недавно, разбирая свои бумаги, я нашел те сочинения. Вот несколько цитат из них.
Денис Заболуев, СШ №75: «Люди не равны в своих способностях и достоинствах. Настоящее равенство предусматривает равное развитие возможностей всех».
Зоя Бусленко, СШ №75: «Человек приходит в этот мир идеально свободным, как белый лист, на котором будут писать семья, социум. Маленький человек поступает в школу, где его свободное сознание и фантазия претерпевают, так сказать, первичную обработку. Ему внушаются учителями и учебниками различные установки, требования, правила взрослой жизни, которая не всегда учит нас тому, чему хотелось бы. Обучение и воспитание - это обучение несвободе. Детская непосредственность и открытость, умение говорить правду постепенно растворяются в лицемерии, комплексах, превращаются в раздвоенность личности. Почти каждый человек нашего общества раздвоен, одна натура которого подчиняется взрослой жизни, другая - искренняя, свободная. Наиболее свободно то общество, в котором эта раздвоенность минимальна. Нет ничего страшнее свободы. Она трудна, болезненна; любая свобода и принятие решений обязывают нести ответственность за них, несвобода же удобна. Свобода - своеобразный тест на личность».
Юля Попова, СШ №1286: «Революция необратима, но ее последствия находятся в руках людей, а точнее, того большинства, ради которого и была совершена эта революция. На нашем примере мы видим, что далеко не всегда светлые, возвышенные идеалы революции становились реальностью. Правда на теле нашего общества, нашей истории стала горбом, который прятали, а он рос, и мы его не замечали. Я верю, что мы когда-нибудь достигнем того, о чем мечтали вдохновители революций, - подлинной свободы и равенства. Но нельзя ждать действия каких-либо сил, надо самим вставать на защиту равенства и свободы. И начинать с себя. Уметь отстаивать свои интересы. Ежедневно. Ежеминутно. Иначе можно потерять все то, чего достиг. Трудно разжечь костер. Но и нелегко его поддерживать, особенно на первых порах. Человек, желающий обогреться, должен постоянно поддерживать свой костер».
Андрей Рогожин, СШ №1231: «Я свободен», - говорит кто-то и начинает со спокойной совестью угнетать другого. Дальше - цепная реакция по принципу «А почему мне нельзя?!». В результате получается толпа, половина которой видит, что другая половина много себе позволяет и переходит к «мерам пресечения». О свободе и равенстве никто уже не вспоминает. Идеи свободы и равенства должны жить в душе каждого человека, и выше всех-всех юридических законов должен стоять закон нравственности».
Интересно, что думают сегодня о свободе и равенстве сорокалетние Юля и Андрей, Зоя и Денис? Как сложилась их жизнь? Кем они стали? Чего достигли? И в чем разочаровались? Я бы очень хотел, чтобы они откликнулись. Может быть, найти их нам помогут учителя тех школ, где учились ребята?..
...Есть такое международное сравнительное исследование качества граждановедческого образования - ICCS. Россия в нем уже дважды участвовала. Последнее, в 2009 году, показало очень интересную вещь: наши дети говорят, что когда они станут взрослыми, то будут активно участвовать во всех выборах, общественных движениях, гражданских акциях. Но как проверить: эта готовность перерастает в действия, поступки или бесследно растворяется, исчезает?..