Лариса Назарчук родилась в селе Птичник и училась когда-то в той же школе, в которой преподает теперь сама. Желание Ларисы быть педагогом одобрили мама, бабушка, а еще... официальные тесты. В 9-м классе Лариса прошла на занятии по профориентации тестирование, которое четко определило, что именно эта профессия подходит ей больше всего. Не ошибся из предсказателей никто: за свой педагогический путь длиной в 20 лет Лариса Назарчук практически никогда не испытывала сомнений по поводу правильности своего выбора.
А испытание ей при этом было уготовано в первые же дни работы в школе. На педпрактике во время учебы Ларисы в педагогическом училище случилось так, что в одном из классов школы, куда направили Ларису, уволилась учительница. Девушке пришлось сразу же взять на себя роль основного преподавателя. Хорошо, что помогла наставница из числа опытных учителей - она дала первые уроки педагогического мастерства, научила тому, о чем не говорили в педучилище, вспоминает Лариса Владимировна.
Получив в дальнейшем высшее образование в Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии, Лариса Назарчук два десятка лет проработала в школе родного села Птичник. Здесь она и живет все эти годы вместе со своей семьей - мужем и детьми.   
- Менялись ли в чем-то ваши ученики за 20 лет? - спрашиваю Ларису Владимировну.
- Да, - отвечает учительница. - Сегодняшние дети, даже первоклассники, более информированные, чем раньше, умеют работать с компьютерными технологиями. Вот только, может быть, они уже, к сожалению, не такие непосредственные, как это было раньше...
А вот родители учащихся, утверждает учительница, остались прежними. Они так же уважительно относятся к педагогам - это, как известно, традиция и особый менталитет сельских поселений. Здесь, в селе Птичник, авторитет учителя не просто велик - он огромен. Взрослые и дети, если видят на улице школьного педагога, за двести метров кричат: «Здравствуйте!» На почте учителю место в очереди уступают. Приятно, конечно. Но ведь такой почет и уважение и заслужить надо! Учителя школы села Птичник стараются...
Преподаватель начальных классов ведет для своих учеников в течение дня разные предметы. И как правило, есть среди них самые любимые. У Ларисы Назарчук любимый предмет - «Окружающий мир».
Учебники по окружающему миру в школе самые обычные. К ним, как и к учебным программам по этому предмету, кстати, у Ларисы Владимировны претензий нет. «Все, что необходимо, в эти книги включено, и они достаточно грамотные», - считает учительница. Вот только стандартных учебников этому педагогу мало. Лариса Назарчук решила добавить изучение природы и во внеурочную деятельность ребятишек начальных классов. Помогла ей в этом авторская программа «Я - исследователь» московского ученого А.И.Савенкова.
Маленькие исследователи природы, живущие в селе Птичник,  изучают, например, местную флору. Уже в первом классе ребята учатся различать деревья и кустарники по листочкам, следят за ростом растений. Потом приходит черед рассматривания этих же листочков под электронным микроскопом - школа отлично оснащена, и помимо электронного у ребят есть индивидуальные микроскопы, которые им выдают на уроках. Малыши знают о процессе фотосинтеза. Фауна тоже не забыта - детям начальных классов вполне по силам наблюдение и забота о черепашке, проживающей в школьном террариуме, и о собственных домашних питомцах.  Когда дети взрослеют, приходит очередь более масштабных проектов. Каждый год воспитанники Ларисы Назарчук участвуют в конференциях исследовательских работ учащихся начальных классов. Последние три года ребята из клуба «Я - исследователь» занимают на таких интеллектуальных состязаниях первое место в районе. Темы работ  самые различные. Очень волнует малышей экология. Они любят свой родной край, место, в котором живут, потому выбирают ученики начальных классов для своих работ такие взрослые, серьезные темы, как атмосферное загрязнение Еврейской автономной области или краеведческие исследования, посвященные юбилею ЕАО.  
- Предмет «Окружающий мир» позволяет не только развивать духовно-нравственную сферу ребенка, но и формировать метапредметные умения, - говорит Лариса Назарчук. -  Все это очень важно еще и в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов. Наша школа является пилотной площадкой по введению ФГОС. Как педагог, который участвует в этом процессе, могу сказать, что  в рамках новых ФГОС можно и нужно вести исследовательскую деятельность. Дети учатся совершать универсальные учебные действия: ставят задачи, планируют свою деятельность, контролируют процесс, работают с различными источниками.
Помимо такой пользы нужно учесть еще и особенности сельской местности. Ребятишки, чьи родители весь день на работе, вторую половину дня заняты в школе внеурочной деятельностью. Спасибо новым ФГОС! Ведь в город Биробиджан, хоть он и всего в шести километрах отсюда, в одиночку малыши не поедут на автобусе, чтобы заниматься в кружках по интересам. Материальный вопрос тоже немаловажен. Доходы у сельских жителей невелики. А в школе села Птичник в рамках внеурочной деятельности каждый ребенок может посещать сколько угодно кружков - и совершенно бесплатно! Это и спортивный, и  музыкальный, и  художественный кружки,  кукольный театр или студия изящной словесности.
И все-таки у предмета, который так любит Лариса Назарчук, есть особая миссия. Изучая окружающий мир, дети учатся любить родной край.
Что мы знаем о Еврейской автономной области, расположенной на Дальнем Востоке России? Справочники расскажут нам, что здесь холодная и малоснежная зима. Через всю область текут реки Бира, Биджан и великий Амур. Здесь растут обширнейшие кедровые, елово-пихтовые и лиственничные леса. В местных реках можно поймать дальневосточную кету, осетра и хариуса. Здешняя тайга богата ягодами, грибами и орехами. Сохранен уникальный животный мир: здесь водятся бурый и гималайский медведи, куница, колонок, соболь, фазан и изюбр. Каждый, кто хоть раз в жизни бывал на Дальнем Востоке и видел всю красоту этого края воочию, в глубине души, несомненно, хотел бы вернуться сюда...   
А те, кто живет здесь?
Из четырех выпусков классов Ларисы Назарчук большинство ребят вернулись после учебы в вузах и колледжах Хабаровска и Владивостока в свой родной край. Кто-то работает в ближнем Биробиджане, а есть и те, кто нашел работу в селе, где прошло его детство. Среди выпускников школы села Птичник есть педагоги, юристы, военные, преподаватели танцев, работники полиции...  
В любой день каждый выпускник может прийти в родную школу, и там его встретят любимые учителя. Они все такие же, как и 5, 10, 15 или 20 лет назад, ведь образ учителя не стареет в нашей душе. Все тот же отчий дом. Все та же речка Бира несет свои воды на окраине села Птичник. На берегу Биры очень любит отдыхать с семьей и Лариса Владимировна Назарчук - это единственное хобби, на которое, по ее признанию, хватает времени. Но как же там замечательно!
С конкурса «Учитель года» из Москвы Лариса Назарчук привезла своим ученикам в школу... кленовый лист. Для любого москвича это самый обыкновенный листок, а малыши Ларисы Владимировны рассматривали его, бережно передавая из рук в руки. Дело в том, что в средней полосе России клены большие, и листья у них  величиной с ладонь. А на Дальнем Востоке клены совершенно другие, низкорослые, с очень мелкими листьями. Московские березы, говорит Лариса Назарчук, точно такие, как описывает Есенин - действительно плакучие, с опущенными книзу ветвями.  В Еврейской автономной области березки другие. «А еще, - со стеснительной улыбкой говорит учительница, - мне кажется, что в наших краях воздух чище». Исследования это подтверждают...
Послесловие. Случилось так, что дата выхода этого очерка совпала с днем рождения, да еще круглой датой в жизни Ларисы Назарчук. Наш дружный коллектив «Учительской газеты» тепло поздравляет Ларису Владимировну с этим замечательным праздником и желает ей счастья в личной жизни и успехов в профессиональной деятельности!

Еврейская автономная область