В роли модератора секции выступила Светлана Сутягина, председатель Новосибирского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Светлана Геннадьевна подвела итоги окружных профсоюзных собраний, прошедших в преддверии съезда, и выделила основные проблемы, которые требуют решения с участием профсоюза на региональном уровне.
Одна из них - вал всевозможных отчетов, которыми загружены педагоги. Несмотря на провозглашенную задачу снижения документооборота в учреждениях образования, его объемы продолжают расти (в том числе за счет дублирования запросов различными структурами).
Отсутствие в учреждениях средств на оплату курсов повышения квалификации и переподготовки вынуждает работников проходить их за свой счет. Средств, выделяемых НИПКиПРО в рамках государственного задания, недостаточно для удовлетворения потребности педагогов области.
На территории региона сложилась практика неравномерной (скачкообразной) выплаты заработной платы педагогическим и руководящим работникам учреждений образования. Как правило, в декабре для выравнивания средней зарплаты работников образования со средней по экономике региона осуществляются все выплаты.  
В связи с перераспределением полномочий по финансированию общеобразовательных и дошкольных учреждений с 1 января 2014 года зарплата педагогов выплачивается из регионального бюджета, а обслуживающего персонала - из местного. При этом отсутствует порядок расчета норматива финансирования оплаты труда младшего обслуживающего персонала на муниципальном уровне. В итоге в разных районах (в зависимости от их финансовой обеспеченности) наполнение и принципы формирования фондов оплаты труда существенно отличаются.
Минимальный размер заработной платы (МРЗП) в Новосибирской области установлен на уровне 9030 рублей, а минимальный должностной оклад в бюджетной сфере - 3472 рубля 76 копеек. Такой разрыв вынуждает руководителя учреждения делать доплаты младшему обслуживающему персоналу до уровня МРЗП из стимулирующего фонда в размере 108% от должностного оклада. В результате на поощрение более квалифицированных сотрудников (учебно-вспомогательный персонал, медицинские работники) средств не остается.
Опять же, поскольку порядок расчета норматива отсутствует, зависимость объема финансирования от объема работ по уборке и содержанию здания не гарантирована, что приводит к нехватке средств на надлежащее создание условий для обучения и воспитания. Особо остро эта проблема стоит в районах области.
Учреждения дополнительного образования, информационно-методические центры финансируются из местных бюджетов, и, как правило, по остаточному принципу, что не позволяет им полноценно работать и развиваться.
На селе наблюдается дефицит педагогических кадров, что в немалой степени обусловлено отсутствием жилья для учителей и недоступностью его приобретения.
Оплата труда работников районных управлений образования существенно ниже, чем у педагогов (по данным районов, зарплата муниципальных служащих - 15 тысяч рублей, начальник РУО получает 30 тысяч, директор школы - до 70 тыс. руб.). Как следствие - низкий уровень квалификации и текучесть кадров в районных администрациях. Например, в Бердске за 18 лет сменилось 11 начальников управления образования.
Правительство РФ рассматривает усиление кадрового потенциала системы образования как ключевую проблему развития отрасли в целом. В то же время шаги, предпринимаемые в этом направлении, включая повышение зарплаты, не обеспечивают в полной мере решение таких актуальных задач, как восполнение нехватки учителей по ряду дисциплин, обновление педагогического корпуса, привлечение и закрепление в отрасли молодых специалистов.
Не случайно на профсоюзной секции рассматривались принципиальные вопросы, связанные с кадровой политикой в системе образования: разработка и применение профессиональных стандартов, введение эффективного контракта, действия профсоюза по повышению уровня защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников в сфере дополнительного образования детей и другие.
О проблемах введения профессиональных стандартов в сфере образования рассказала Людмила Черкашина, заведующая отделом аппарата обкома профсоюза.
Как отметила Людмила Александровна, по мнению профсоюза, необходима предварительная апробация профессиональных стандартов, соответствующая корректировка ФГОС и программ подготовки педагогов. Более того, сначала нужно подготовить тех специалистов, которые обеспечат обучение и повышение квалификации преподавателей для работы по профессиональному стандарту. Все это требует времени. Между тем обязательное применение профстандарта «Педагог» запланировано уже с 1 января 2015 года.
Центральный совет профсоюза обратился в Министерство труда и социальной защиты РФ, настаивая на пересмотре сроков введения профессионального стандарта. Минтруд направил письмо на рассмотрение в Минобрнауки России.
И, самое принципиальное, без соответствующего правового сопровождения в виде методических рекомендаций, которые также еще не разработаны, на практике применять профессиональный стандарт, считает Общероссийский Профсоюз образования, не представляется возможным.
Необходимым сопутствующим фактором модернизации системы образования является возрождение уважения к учительству.
Профессия учителя должна приобрести более высокий статус, а создавать этот статус нужно и материально, и морально, формируя позитивное общественное мнение и систему защиты работников образования.
Главный правовой инспектор труда обкома профсоюза Ольга Гвоздева рассказала о проблемах, возникающих при внедрении эффективного контракта в образовании. У педагогов города и области этот процесс вызывает скорее тревогу, чем понимание. На практике при переходе на эффективный контракт с руководителями образовательных учреждений многие органы местного самоуправления (как учредители) заключили дополнительные соглашения к трудовому договору с условием о сроке его действия. Таким образом, трудовой договор, прежде заключенный на неопределенный срок, становится срочным, что вступает в противоречие с Трудовым кодексом.
В рамках секции состоялся разговор о профессиональном взаимодействии между молодыми специалистами и педагогами, имеющими большой опыт работы в образовательном учреждении.
Полина Сенчило, заслуженный учитель РФ, председатель Бердского горкома профсоюза, и Любовь Баган, заслуженный работник культуры, председатель профорганизации Баганского района, на примерах из личного опыта поведали о трудностях и радостях, которые ожидают молодых педагогов в процессе профессионального становления.
Представители молодого поколения - учитель информатики школы № 207 Калининского района Новосибирска Ольга Трунова и социальный педагог школы № 5 Карасукского района Алена Сыромятова, в свою очередь, подняли вопрос о необходимости наставничества. По их мнению, наставничество предполагает взаимовыгодное обучение: педагоги старшего поколения могут оказать начинающим методическую поддержку, помощь в подготовке к урокам, в работе с родителями, а молодежь готова делиться знаниями в области современных информационных технологий, проектной деятельности.
Молодых педагогов весьма волнуют происходящие в школе изменения. «Понимание процессов в общем образовании, направленных на повышение качества услуг (введение профессиональных стандартов, эффективного контракта) - для нас, молодых, особо значимо, потому что эти изменения проходят на начальном этапе нашей работы, когда нам важно найти свое педагогическое «я», закрепиться, профессионально адаптироваться. Да еще и хочется проявить свою гражданскую позицию», - говорит Ольга Трунова.
Профессиональное становление учителя - сложный процесс, который зависит от многих факторов и условий. Забота о молодых педагогах - залог эффективной кадровой политики профсоюза. Их предложения и инициативы остаются в центре внимания профсоюзных организаций.
    
Новосибирский обком Профсоюза работников народного образования и науки РФ