«Учительская газета»  №36 (9597) от 10 сентября 1996 года

На подножный корм
Более половины районов Иркутской области объявили с 1 сентября забастовку из-за невыплаты заработной платы и отпускных. К тому же начало учебного года в регионе было отодвинуто на целый месяц из-за сельскохозяйственных работ.
Я беседую с председателем Иркутского обкома Профсоюза работников образования Юрием Бахштановским. Он возмущен недавними публикациями в местной прессе, где утверждалось, что учителя шантажируют общественность, пытаясь выбить долги по зарплате. «Учитель доведен до крайности, - говорит Юрий Александрович. - Больше такое положение терпеть нельзя. Мы начинаем терять кадры. Например, из северных районов педагоги начинают уезжать в центральные районы страны. Эти районы становятся менее населенными и освоенными, чем в начале XX века!»
А сентябрь нынче такой пышный, теплый, ласковый, будто в утешение - мужайтесь, учителя, как-нибудь переживем!
Виктория Галкина

«Учительская газета»  №38 (9651) от 23 сентября 1997 года

А нужно ли оно?
Прежде чем проявлять политическую волю относительно очередного этапа образовательных реформ, необходимо политическое понимание того, что образование - это «ядерная часть» только становящегося российского гражданского общества, сердцевина целого, росток будущего пути. Причем в значительно большей степени, чем государство со всеми его властными институтами и органами вместе взятыми. Образованию больше, чем любой другой части общества, присущи широта культурного кругозора, влечение к таким «бесполезным» ценностям, как свобода, добро, искусство, понимание, человеческая мысль. В образовании сейчас совершается не подспудная, как ранее, а явная и огромная духовная работа по определению содержания, по осознанию собственных целей, ценностей, путей их достижения. Если угодно, это и есть реформа, а по существу,  становление реформы.
Именно поэтому сегодня, как никогда, важно и нужно внимание государства к образованию.  В противном случае взаимное отчуждение, симптомы которого очевидны, зайдет слишком далеко. Ведь уже сегодня возникает вопрос: а нужно ли гражданское общество нашему государству?
Владимир Зинченко,
академик РАО

«Учительская газета»  №32 (9697) от 11 августа 1998 года

Сапоги всмятку
Я простой учитель математики, работаю в сельской школе 4 года, общий стаж 20 лет. До этого семья жила на Севере, откуда пришлось уехать, продав за бесценок все что можно. Когда уезжали, государство гарантировало нам до 75 процентов стоимости приобретаемого жилья выплатить, но увы... Пришлось занять денег, чтобы купить дом в деревне. Долги еще не погашены.
Скажете, надо разводить хозяйство. Разводим, но оно не разводится. Денег на приобретение животных и  корм нет. Весь наш бюджет - это моя зарплата, которую не выдают по полгода. Вдобавок и ее хотят урезать до 345 рублей да нагрузку увеличить на треть. А ведь еще надо платить за свет, воду, газ. Я понимаю тяжесть положения, но нельзя же затаптывать учителя в грязь. Как жить, ответьте?
Альбина Арнольд,
учительница Студеновской школы, Карасукский район, Новосибирская область

От редакции
К счастью, обстановка с тех пор заметно изменилась, мы пережили ужасные 90-е. Хочется верить, что эти времена больше никогда не вернутся.