На модернизацию региональных систем общего образования выделяются большие объемы средств. Благодаря этому создаются условия не только для внедрения новых образовательных стандартов, современных средств, методов, технологий обучения, но и для воспитательной работы: формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, социализации детей.
Одним из ключевых направлений государственной политики в социальной сфере является развитие физической культуры и спорта, а также дополнительного образования детей. В рамках реализации соответствующей федеральной целевой программы модернизируется спортивная база образовательных организаций, проводится реконструкция и строительство спортивных залов, школьных стадионов и спортплощадок. Большое внимание уделяется развитию двигательной активности детей с раннего возраста - и на территории детских садов появилось красивое и функциональное игровое оборудование.
Такие изменения, конечно же, радуют педагогов, детей и родителей. Но при этом на администрацию школ и детских садов ложится повышенная ответственность за безопасную эксплуатацию физкультурно-спортивных сооружений, спортивного оборудования и инвентаря, за жизнь и здоровье воспитанников и учащихся.
Спортивное, игровое оборудование и инвентарь - это средства обучения с рисками травматизма при эксплуатации. Оборудование, имеющее дефекты производства, сборки и установки, а также используемое с нарушением техники безопасности, представляет смертельную опасность для ребенка. Печальная статистика, увы, это подтверждает (вспомним хотя бы недавние случаи с падением футбольных ворот). Перед заведующими и директорами в условиях многообразия коммерческих предложений от производителей стоит непростая задача: заказать и получить качественное современное оборудование, обеспечить его безопасную эксплуатацию, в том числе с обучением кадрового состава работе с ним. Решить эти вопросы возможно только с опорой на нормативные правовые акты, которые устанавливают соответствующие стандарты безопасности.
Надо признать, что нормативное правовое регулирование, направленное на обеспечение охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях, за последние годы существенно отстало не только от технологий производства оборудования и инвентаря, но и от современных образовательных стандартов, от методических подходов к занятиям физической культурой и спортом. Поэтому в рамках мероприятий государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №295), направленных на развитие инфраструктуры общего образования и дополнительного образования, запланирована актуализация требований санитарных и строительных норм, пожарной безопасности и иных требований к инфраструктуре образовательных организаций, с учетом современных условий технологической среды образования, образовательного процесса.
Такая актуализация последовательно осуществляется с 2010 г., но процесс осложняется тем, что правовое регулирование обеспечения безопасной эксплуатации сооружений, оборудования и инвентаря - вопрос комплексный и находится на стыке интересов различных ведомств. В общей и весьма значительной массе документов, устанавливающих требования безопасности при эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, спортивного оборудования и инвентаря образовательных организаций, можно выделить группы федеральных законов, приказов и постановлений министерств и ведомств, сводов правил, ГОСТов и методических рекомендаций. Самостоятельно разобраться в этом многообразии - дело сложное.
Эксперты электронной системы «Образование» систематизировали указанные документы применительно к использованию в общеобразовательных организациях и подготовили комплекс экспертных материалов. В них разъясняется порядок действий административного персонала школ и детских садов при закупке, монтаже и эксплуатации спортивного и игрового оборудования, а также имеются ответы на основные вопросы содержания физкультурно-спортивных сооружений, спортивного оборудования и инвентаря. Материалы опираются на действующие нормативные акты и рекомендации и в случае их изменения или отмены своевременно обновляются.
Экспертные материалы сопровождаются формами необходимых документов (приказов, актов, таблиц, журналов), которыми оформляются результаты контрольных мероприятий администрации по проверке соблюдения правил безопасности и требований охраны труда при эксплуатации сооружений, оборудования и инвентаря. Также приводятся примеры по заполнению документов, памятки и инструкции для работы с детьми.
Все это поможет своевременно выявить угрозы жизни и здоровью обучающихся и работников и предотвратить несчастные случаи. Пусть занятия физкультурой и спортом приносят только радость и здоровье!

См. более подробную информацию в электронной системе «Образование» www.rf-edu.mcfr.ru

​Татьяна БОДЯКИНА, к. и. н., юрист-эксперт  в области образовательного права, главный редактор «МЦФЭР Образование»