Первая и основная причина заключается в том, что выпускники школ в этом году иначе сдавали ЕГЭ, чем прежде. И представители Министерства образования и науки, и эксперты в области образования уже отмечали, что единый госэкзамен в этом году проводился честнее, контроль со стороны наблюдателей был строже. В результате средние баллы абитуриентов по всей стране несколько снизились.
По разным предметам оценки «просели» по-разному. Если по русскому языку распределение баллов выпускников этого года не сильно отличается от результатов предыдущих лет, то по физике и математике произошли существенные изменения. Это привело к заметному снижению проходных баллов на некоторые образовательные программы. К примеру, у нас на факультете права, где набор идет по четырем предметам, конкурс уменьшился примерно на 50 баллов. В то же время есть и обратные примеры: на программы «Прикладная математика и информатика», «Прикладная математика и вычислительная техника» проходные баллы выросли. Но это действительно скорее исключения, которые не могли предсказать ни мы, ни абитуриенты и их родители.
Такие изменения в оценках ЕГЭ привели к тому, что абитуриенты не смогли адекватно оценить свои шансы на поступление: не было ни малейшей возможности сопоставить свои результаты с прошлогодними проходными баллами. Многих абитуриентов отпугивали высокие баллы прошлого года, поэтому и конкурс по некоторым образовательным программам в этом году оказался ниже.
Вторая причина, которая сказалась на приемной кампании, связана с одним из новшеств года - победители и призеры олимпиад теперь должны подтверждать свое право на льготу и сдавать в приемные комиссии результаты ЕГЭ. Это привело к уменьшению количества олимпиадников, поступающих без вступительных испытаний, и как следствие к увеличению количества поступающих на общих основаниях, по конкурсу баллов ЕГЭ. На кажущееся увеличение числа абитуриентов этой категории в большей степени повлиял другой фактор. Если в прошлом году олимпиадники, целевики, сироты и инвалиды сразу приносили подлинник аттестата зрелости и это было гарантией того, что дети смогут воспользоваться своей льготой только в одном месте, то в нынешнем году данная категория абитуриентов могла подавать документы в несколько вузов. В результате приемные комиссии до последнего момента не знали, куда в итоге решит поступать абитуриент.
Впрочем, складывается впечатление, что и сами абитуриенты этого не знали. Подача документов в учебные заведения стартовала 20 июня, и до 25 июля дети могли перекладывать подлинники документов из одного вуза в другой. Это демократичный подход, дающий абитуриентам иллюзию свободы выбора. Но институты и университеты при этом теряли возможность устанавливать адекватные проходные баллы. Особенно остро эта проблема стояла на факультетах с небольшим конкурсом. Дети искали себя до последнего момента, а не определялись с выбором к началу приемной кампании. В результате у всех сильных вузов количество олимпиадников, подавших заявления, возросло в разы, а по факту к 26 июля оно уменьшилось по сравнению с прошлым годом.
В этом году абитуриенты могли подавать документы на три направления подготовки в вузе, а одному направлению иногда соответствуют несколько образовательных программ (к примеру, в НИУ ВШЭ направление «Экономика» включает восемь бакалаврских программ). Таким образом, у абитуриентов вновь возникало ощущение избыточной конкуренции. Ни дети и их родители, ни сотрудники приемных комиссий в этом году не могли четко прогнозировать, как будет развиваться ситуация. Вероятно, именно поэтому в этом году гораздо больше программ объявляли вторую волну приема.
В заключение расскажу еще об одном моменте, который не стоит упускать из виду. Пожалуй, это самая существенная проблема, с которой мы столкнулись в этом году. Согласно закону об образовании результаты ЕГЭ действительны четыре года, а если пройдена служба в армии - то пять лет. Это значит, что выпускники школ 2013 года получили некоторое преимущество перед теми, кто окончил школу в этом году. И хотя оценки выпускников разных лет отличаются по весомости, а выпускники по качеству знаний - все они уравниваются в ходе приемной кампании. Так, некоторые выпускники прошлого года, которые вовремя поняли, что средние баллы по ЕГЭ этим летом «просели», начали вновь поступать на первый курс. Такую стратегию, к примеру, выбирали дети, которые учатся на коммерческих местах: в связи со снижением проходных баллов в этом году у них появилась реальная возможность поступить на бюджет, ведь им проще конкурировать за бесплатное место с выпускниками 2014 года. Эти дети ничем не рисковали, если баллов на бесплатное место не хватило бы и в этом году, можно было продолжать обучение, как прежде. У них просто появился выигрышный шанс, и некоторые им воспользовались.
Какие уроки можно извлечь из приемной кампании этого года? Во-первых, не стоит оценивать свои шансы на поступление в тот или иной вуз, на ту или иную программу, ориентируясь только на статистические данные прошлого года. Надо как минимум смотреть проходной балл за последние 3-4 года. Во-вторых, абитуриенту стоит более тщательно и менее импульсивно выстраивать свою собственную тактику поступления в «вуз мечты». Ну и наконец, хотелось бы выразить надежду, что Минобрнауки учтет все особенности приемной кампании этого года и новые правила приема в вузы в 2015 году не доставят столько тревог и волнений ни абитуриентам, ни самим вузам.

​Григорий КАНТОРОВИЧ, заместитель председателя приемной комиссии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва