Ход урока
I. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на нашем уроке. Перед вами лежит путеводный лист, с которым мы будем работать.
Вы уже прочитали сказку-быль «Теплый хлеб». Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по сюжетным картинкам: кто обидел коня? Кто помог осознать ошибку? К кому пошел Филька за помощью? Кто помог Фильке продолбить лед? Что принес Филька коню, чтобы помириться?
Ученики отвечают.
Учитель: Молодцы! Сегодня мы проследим путь, который прошел наш герой. Что нужно нам сделать?  
Ответы учеников.
Учитель: Автор нашей сказки-были Константин Георгиевич Паустовский - замечательный писатель ХХ века, который написал несколько сказок для детей. Это «Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Дремучий медведь», «Теплый хлеб»…
Как вы думаете, произведение «Теплый хлеб» - это только сказка? Почему?
Ответы учеников.
Учитель: Правильно, события в нем реальные, только добавлено чуть-чуть чего-то неуловимо волшебного, чудесного. Вот поэтому Паустовский назвал свое произведение сказкой-былью.
Как всякая сказка, произведение это имеет поучительный смысл. А какой поучительный смысл заключается в русской народной пословице, которую мы возьмем эпиграфом к нашему уроку: «Умел ошибиться - умей и исправиться»? Как вы понимаете смысл этой пословицы? К кому из героев можно отнести эту пословицу? Почему?
Ответы учеников.
Учитель: Какое любимое выражение было у Фильки?
Ответы учеников.
Учитель: С каким чувством произносит Филька свою излюбленную фразу «Да ну тебя…»?
Ответы учеников.
Учитель: Кому первому говорит эти слова Филька? Найдите в тексте.
Ответы учеников.
Учитель: Кто первым противится Филькиной злобе?
Ответы учеников.
Учитель: С этого момента и начинаются фантастические и сказочные события. Какие? Найдите, пожалуйста, в тексте этот эпизод.

Ответ
Ревела, обезумев, метель, но сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам. Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались.
Учитель: Какое художественное средство использовал автор, когда наделил природу признаками живого предмета? Что значит «колючий мороз»? Давайте обратимся к нашему словарю на путеводном листе и найдем толкование словосочетания. Начертите стрелочку от словосочетания к правильному его толкованию. С помощью какого художественного средства Паустовский показал лютость мороза? Какое чувство испытывает наш главный герой? Запишите его название в путеводном листе на отрезке пути от зла к добру. Что произошло из-за мороза? Отчего происходит такой мороз, ребята?
Ответы учеников.
Учитель: Кто кратко перескажет историю о старом солдате? Отчего умер мужик?
Ответы учеников.
Учитель: Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»? Начертите стрелочку от словосочетания к правильному его толкованию в путеводном листе.
Ответы учеников.
Учитель: Какое художественное средство использовал автор, чтобы показать злого человека? Какое чувство рождается в душе Фильки при разговоре с бабушкой? Запишите его  в путеводном листе на отрезке пути от зла к добру.
Ответы учеников.
Учитель: Запишите. А теперь давайте вспомним диалог Фильки с бабушкой.
Дети встают и рассказывают.
Учитель: А как поправит свое злодейство Филька? Какой добрый совет дает Панкрат? Послушаем еще раз добрый совет Панкрата. Найдите, пожалуйста, этот эпизод.
«Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью - тоже. Будешь ты чистый человек, веселый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?»
Что значит «будешь чистым человеком»? Начертите стрелочку от словосочетания к правильному его толкованию в путеводном листе.
Что сделал Филька, чтобы стать чистым человеком? Найдите в тексте его слова.
«- Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветет, соберу со всей деревни ребят. Возьмем мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лед у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечет она на колесо. Как пойдет вода, ты пускай мельницу! Повернешь колесо двадцать раз, она разогреется и начнет молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение».
Кто помогает Фильке в общем деле? Почему?
Ответы учеников.
Учитель: Какое чувство испытывает Филька, когда говорит, что «наши ребята - хорошие»? Запишите название этого чувства на следующем отрезке пути от зла к добру. Какие еще сказочные персонажи принимали участие во всеобщем спасении?
Ответы учеников.
Учитель: Если бы не теплый ветер, то не обколоть бы лед ребятам и старикам. А сорока рассказывала, что она долетела до теплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. И в результате этого ночью по деревне стал разноситься запах чудесного теплого хлеба. Что значит «теплый хлеб»? Начертите стрелочку от словосочетания к правильному его толкованию в путеводном листе.
Ответы учеников.
Хлеб - пища; основа жизни (хлеб - всему голова); хлеб, разделенный и съеденный с кем-то вместе, - знак союза.
Учитель: Кому этот теплый хлеб как искупление вины приносит Филька? Почему именно теплый хлеб?
Ответы учеников.
Учитель: Конь простил Фильку за его ошибку. Какое чувство испытывает Филька? Запишите это в путеводном листе на последнем отрезке дороги от зла к добру.
Ребята, в сказке-были нет момента описания, когда Филька просит прощения. А как бы вы попросили прощения на месте Фильки? Какими словами? Посоветуйтесь, поработайте в паре, запишите, прочитайте.
Дети пишут.
Учитель: Ребята, предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Теплый хлеб». Режиссер Ирина Гурвич включила этот эпизод - как мальчик просит прощения. Скажите, какое чувство испытывает Филька, когда просит прощения у коня?
Просмотр фильма.
Учитель: Какое чувство испытывает Филька? (Чувство раскаяния.) Да, когда человек признает свою вину, значит, он раскаялся и исправил свою ошибку. Умел ошибиться - умей и исправиться. Он испытывает чувство раскаяния. Запишите название этого чувства на последнем отрезке дороги от зла к добру. Легко ли было Фильке преодолеть этот путь?  Какую дорогу он выбрал?
Ответы учеников.
Учитель: Ребята, вы помогали пройти нам дорогой добра успешно. И ваши старания можно оценить на «отлично».
Домашнее задание: А дома предлагаю вам написать в путеводном листе мини-сочинение-рассуждение «О чем заставила задуматься меня сказка-быль К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?».
Учитель: Ребята, перед каждым человеком открывается много дорог. Но нужно выбрать главную. Какую?
Ученики: Дорогу добра.
Учитель: Спасибо, что все сегодня прошли трудной дорогой главного героя.

​Айслу ЛААЖАП, учитель русского языка и литературы средней школы №12 имени воинов-интернационалистов города Кызыла Республики Тыва, учитель года Республики Тыва-2013