I. Концепция программы
Школа - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, задача которого - гармонично сочетать духовно-эстетические и идейно-нравственные принципы. Эти вопросы актуальны всегда.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди - основа современного общества и государства.
В своей работе я столкнулась с вопросом: как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной? Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся могут служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть успешным.
УСПЕХ - это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности. (См. схему.)
Учеба - познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.
  Социализация - социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый, совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создает условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Позитивность - продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях, это поможет реализовать себя во взрослой жизни и будущей профессии. Необходимо создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога призвана формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.
Единство - коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которые в свою очередь требуют новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребенка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Харизма - исключительная одаренность; харизматический лидер - человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности - мудрости, героизме, «святости». В современном постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою нишу очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, научиться находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчивым к новизне, оригинальности.
Программа «Лестница успеха» - это движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребенка. Данная программа рассчитана на учащихся 5-11-х классов. Она не противоречит целевой комплексной воспитательной программе школы «Школа - наш дом», перекликается с основными ее направлениями, целями и задачами.

II. Цель программы
Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

III. Задачи программы:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- формирование классного коллектива как воспитательной системы;
- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- формирование здорового образа жизни школьника;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций, через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
- гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
- совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
- совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества, привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

IV. Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребенка. Природа - это корни, воспитание - это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, живые уроки, которые обогащают личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно ориентированная педагогика означают отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей. Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.

V. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5-11-х классов.
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учебы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- через систему КТД и традиционных дел школы;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, педагоги-организаторы);
- через систему взаимодействия с культурными и образовательными учреждениями города (школы, краеведческий музей, библиотеки, ЦДТ, ДК «Визит»).

VI. Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления.

VII. Формы работы:
- классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, тренинги, занятия, курсы;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
- дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
- встречи с интересными людьми, клубы по интересам.

VIII. Приоритетные направления работы:
- интеллектуально-познавательная деятельность - Малая академия наук;
- спортивно-оздоровительная деятельность - «Гармония здоровья»;
- духовно-нравственная деятельность - «Свеча надежды»;
- творческо-эстетическая деятельность - «Созвучие юных сердец»;
- гражданско-патриотическая деятельность - «Колокола времен»;
- работа с семьей - «Кладезь семейной мудрости».

Прим. ред. Содержание программы, программа по классам и другие дополнительные материалы опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://ug.ru/method_article/839

Елена ЛЫСКИНА, заместитель директора по ВР, учитель физической культуры средней школы №5  города Саяногорска Республики Хакасия, победитель IX Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»