Хозяева жили здесь же. Но ни разу на уроке никто не обратил внимание, если на печке спала бабушка или под печкой хрюкал поросенок или кукарекал петух. Все жители этих домиков, а также наши ученики возвратились из Германии, куда их угоняли немцы.
От учителей, детей, местных жителей я узнала, что, отступая, фашисты сожгли все, а население угнали в Германию (правда, деток-блондинов до трех лет еще раньше отобрали у родителей и отправили в спецдома, воспитывая их как детей Рейха).
Самый старший ученик в моем 7-м классе был Юдов Анатолий - ему восемнадцать, а мне двадцать. В Германии он работал на подземном заводе. Ученики помоложе работали на стройках, в мастерских по ремонту военной техники. А две сестрички-погодки Кочновы, худенькие, бледненькие, жили в военном госпитале, сдавали кровь раненым.
Теперь все возвратились домой. В одинаковых домиках, построенных государством, жили по двое, по трое, ожидая родных. Но за два года моей работы возвратились всего четыре человека.
...Меня часто приглашают в школы. На уроках Мужества я рассказываю о трудных судьбах детей в годы войны. И всегда в классе стоит чуткая тишина.

​Лилия ИВАНОВА, ветеран войны и труда, отличник просвещения