​«Учительская газета»  №40 (9445) от 12 октября 1993 года

Оборванная нить
Еще в недавнем прошлом больно было видеть, как терял свою самобытность и свой язык прославленный своей культурой и многовековой историей наш татарский народ. Командно-административная система, ведшая нас всех единым безликим строем к призрачному будущему, превращала автономные республики и области в безликие земли.
Сколько лет нас заставляли выискивать прогрессивное значение завоевания Иваном Грозным Казанского ханства, а ведь этим завоеванием был прерван процесс политического, духовного развития народов Волжской Булгарии... И самым страшным в процессе свертывания национальной системы среднего образования была его поддержка родителями-татарами.
Роза Хайдарова

«Учительская газета»  №41 (9498) от 1 ноября 1994 года

Школа и рынок
В нашем образовательном учреждении два счета - бюджетный и специальный. В прошлом году мы получили 11 миллионов рублей дохода, в этом - уже 20 миллионов, хотя он еще не закончился.
Откуда все это? Сразу после приказа Министерства образования мы решили перейти на самофинансирование. Естественно, зарплата учителям и коммунальные услуги - из бюджета, в остальном мы полностью независимы. У школы 34 гектара пахотной земли, три трактора, автобус, самосвал, набор сельскохозяйственной техники. С такой собственностью мы не пропадем! Заключили договор с Ангарским азотно-туковым заводом. Он нам - удобрения, краску, горюче-смазочные материалы. Мы ему - овощи. Питание учащихся - три тысячи в месяц, ребят из 30 малоимущих семей кормим бесплатно. Открыли было малое предприятие «Эврика», но пришлось закрыть - налоги задавили. Но швейное производство развиваем - выгодно.  
Экономика, построенная на принципах материальной заинтересованности, умелой работы на земле по современным технологиям, в содружестве с наукой поможет возродиться деревне, а вместе с ней и России.

Юрий Косовец, директор Ново-Жилкинской школы Усольского района Иркутской области

«Учительская газета»  №36 (9545) от 19 сентября 1995 года

Во главе
Учителя очень чувствительны к малейшей непоследовательности руководства. И если раньше они могли промолчать, то сегодня не боятся говорить об этом прямо и открыто.
Руководитель не должен позволять себе распускаться, он должен помнить о простых человеческих судьбах подчиненных, сделать все, чтобы им радостно жилось и работалось.
Трудно? Трудно. Но чем всегда были сильны наши лучшие педагоги? Умением уважать в подчиненном и подвластном им человеке честь, самолюбие, гордость, достоинство.

Семен Хозе, заслуженный учитель школы России