- Мы также пока единственные в Старой Руссе участники областной программы «Доступная среда», - рассказывает директор школы Вера Николаевна Алексеева. - И нужно отметить, наш коллектив долго к этому шел. С 1992 года у нас открыты отдельные классы для детей с заболеваниями органов зрения, с 1997 года - классы для ребят с проблемами речи, причем как в начальной, так и в основной школе.
Примечательно, что учебники у ребят с нарушениями зрения и речи самые обычные. Эти дети занимаются по общеобразовательным программам и получают стандартные аттестаты об окончании основной школы. Как и все, «особые» ребята проходят серьезное тестирование в четвертом классе. Сдают они и экзамены по окончании девятого класса, но по щадящему режиму.
Я сегодня гость школы №8. С директором школы Верой Алексеевой мы ходим по учебным классам. Наш обход нетороплив - в одном кабинете мы с Верой Николаевной на уроке сидим, в другом нас окружает толпа ребятишек на переменке... У каждого маленького ребячьего коллектива свои особенности.
Вот класс начальной школы, состоящий из ребятишек с проблемами зрения. Это, собственно, сразу понятно - все малыши в очках. Из-за этого обстоятельства возникает впечатление, что я попала в команду отличников. А ведь почти так и есть! Все ребята умненькие, правильно отвечают на вопросы учителя. «Наши ученики с нарушениями деятельности органов зрения и слуха обладают сохранным интеллектом, - говорит Вера Алексеева. - Вот мы с вами сейчас зайдем в коррекционный класс, где учатся ребята с проблемами речи. И знаете, эти ученики зачастую преуспевают в точных науках: например, хорошо выступают на районных математических олимпиадах и даже становятся их победителями!»
А между тем таким ребятам учиться трудно - в этом я убеждаюсь через минуту, попав на урок в новый класс. Два диагноза - дисграфия и дислексия, как два сказочных монстра с труднопроизносимыми именами, осложняют жизнь ребятишек. Дисграфия - это неспособность или сложность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Дислексия, избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.
Урок для детей с проблемами речи начинается с артикуляционной гимнастики. Ученики  на пять-семь минут превращаются в маленьких артистов. Они цокают языком, изображая лошадку, показывают язычками «маятник», «вкусное варенье», «иголочку» и «лопатку»...
Сложно поверить, но ребята с проблемами речи в школе №8 успешно изучают не только русский, но и французский язык. Вариативная часть учебного плана дает такую возможность.
- Детям здесь комфортно, они раскрепощены, - считает Вера Алексеева.
Все ребята умные и талантливые, убеждена директор с 17-летним стажем. Им только нужно создать условия. И это с успехом делает коллектив школы №8, в котором работают опытные и душевные учителя и сотрудники. Более 10 лет в школе практически нет неуспевающих учеников. Зато есть медалисты. В числе претендентов на отличный аттестат, например, в этом году одиннадцатиклассник Антон Леонидов.

 Мелочей не бывает!
Подобные смешанные классы в одном образовательном учреждении - редкость и для всей Новгородской области: такие же существуют только в практике работы центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Цветик-семицветик» в Великом Новгороде.
Областная программа «Доступная среда» расширяет возможности для обучения ребят с проблемами здоровья, ведь мелочей в этом случае не бывает! Вера Алексеева демонстрирует мне новенький тренажерный зал для учащихся, а также специальные туалетные комнаты, особенность которых в том, что рядом с унитазами и раковинами - специальные поручни. Для нужд «особых» ребят в школе есть пандусы и расширенные дверные проемы.
Пространство школы используется для самых разных ребячьих потребностей и интересов. Здесь работают литературное объединение, студии вокала и изобразительного искусства, кружки по изготовлению мягкой игрушки и резьбы по дереву, спортивные секции. Все они бесплатные. В школе есть маленький музейный уголок, где собраны предметы времен Великой Отечественной войны. Отдельный кабинет выделен под музей Александры Северовой - ученого-биолога XX века, уроженки Старой Руссы.  
Выпускники старорусской школы №8 успешны в жизни. 70 процентов поступают на бюджетные места в вузы Великого Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, других городов страны, становятся медиками, историками, археологами, педагогами, экономистами, работают в России, Швеции, Германии.
А новый учебный год рождает новые идеи. В школе №8 думают, например, о разнополовом обучении на уроках физкультуры. Пока об аналогичном опыте в стране ничего не известно, возможно, старорусцы станут первыми.