В связи с тем что изучение языковых явлений русского языка предполагает запоминание  школьниками большого количества понятий, лингвистических категорий, орфографических правил, перед учителем стоит острая проблема: как помочь ученикам усвоить абстрактный и большой по объему материал? Как научить их видеть тему в целом и осознавать части во взаимосвязи? Ведь от этого зависит развитие функциональной грамотности детей.
Мне, как учителю, помогают такие визуальные модели, где на одном развернутом листе наглядно размещается материал целой темы с выделением предмета главной мысли, делением информации на логические части. Такой  визуальной  моделью является фрейм (рамка).
Фрейм концентрирует внимание  учащихся на самом главном,  способствует выражению главного с помощью смысловых опорных пунктов,  помогает произвести группировку материала в виде записи, схемы, модели. По мнению ученых, такая модель визуализации  - это закодированная информация, которая дольше хранится в памяти и легче воспроизводится.
Фрейм изучения темы я разрабатываю и совместно с учениками с целью информационного обучения, при котором основное внимание обращено на запоминание информации (предметный результат), и с целью развития интеллектуальных возможностей школьников, продуктивного мышления (метапредметные результаты).
Оформление материала в визуальный образ, основанное на различных способах предъявления информации и  взаимосвязях между этими способами, активизирует работу мышления учащегося при чтении и осмыслении содержания представленного материала.
Обучение с помощью фреймов строится на основе графических образов.
Основные задачи учителя:
- научить учащихся не просто воспринимать и запоминать готовые графические знаки, но и самостоятельно выделять графические образы, группировать их в схемно-знаковые модели, то есть задействовать мышление;
- формировать умение свертывать и развертывать информацию;
- развивать грамотную  научную речь.
Используется данный дидактический материал следующим образом:
- на уроках изучения нового материала и открытия нового знания, на уроках закрепления, на уроках систематизации и обобщения изученного;
- на этапе изучения нового материала, на этапе актуализации знаний;
- применяется в работе с учениками 5-9-х классов.

​Лилия ИСАЕВА, учитель русского языка и литературы маслянинской основной школы №2 Новосибирской области, победитель XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»