Телевидение, прессу, социальные сети привлекают процедура проведения экзамена, поведение учеников и наблюдателей во время экзамена, процедура апелляции. Голос учителя, эксперта ЕГЭ не был слышен даже в напряженных дискуссиях в 2013 году, когда общественное мнение негодовало по поводу публикации в Интернете экзаменационных материалов, нарушений процедур проведения итоговой аттестации. Героями репортажей, телепрограмм, статей в прессе становились мошенники, продающие экзаменационные материалы, хитроумные выпускники, пользующиеся шпаргалками. Безусловно, в центре внимания общества были и суждения чиновников, руководителей Рособрнадзора, академических ученых, что всегда значимо и ценно. Только, к сожалению, авторитетные мнения иногда высказываются теми, кто не общается ежедневно с современными школьниками, не знает о трудностях и радостях образовательного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях. Зачастую общественное мнение формируют не основанные на знании повседневной школьной реальности поверхностные суждения о ЕГЭ людей, некомпетентных в конкретной предметной сфере школьного курса или не прошедших в стенах школы совместный путь с учеником к успешной сдаче экзамена.
О порядочных, честных тружениках-учителях, увы, не принято говорить: их пребывание среди нас принимается как должное. Учитель становится предметом внимания СМИ, когда рядом с ним происходит трагедия или неординарное событие. Все-таки нет оснований обходить вниманием учителей, важно им доверять и прислушиваться к их мнению при обсуждении вопросов образования и воспитания детей. На фоне оживленных дискуссий об итогах ЕГЭ 2014 года осмелюсь взять слово я, учитель русского языка и литературы, эксперт ЕГЭ.
Беспрецедентные меры контроля над процедурой проведения и проверки ЕГЭ в нынешнем году были спасением и наказанием для учителей. После прошлого года многие школьники решили надеяться на покупку экзаменационных материалов, ответов к ним. Даже десятиклассники меня с уверенностью убеждали: «Зачем нам учиться и выполнять домашние задания? Мы через год все купим!» Многие мои коллеги, выпустившие 11-е классы, убеждены в том, что плохая подготовка к экзамену школьников (как правило, с низкой мотивацией к учебе) связана с их убежденностью в том, что ответы на вопросы им удастся найти заранее. Этих выпускников не озадачивала даже часть С, которая требует владения навыками письменной речи, построения самостоятельного суждения. После проведения честного экзамена, с одной стороны, учителям проще мотивировать детей на добросовестное, ответственное отношение к учебе. С другой стороны, с позиции обывателей, учителя оказались виновными в низких результатах ЕГЭ. Все-таки результаты экзамена в большинстве регионов России вполне соотносимы с итогами ЕГЭ прошлых лет, что позволяет говорить об определенной стабильности в отечественном образовании.
Выявленная в нынешнем году тенденция к снижению качества образования дает почву для серьезной аналитической работы. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что будет проводиться серьезная диагностика знаний учеников российских школ по учебным предметам с целью выявления проблем в современном образовании и их корректировки. Таким образом, результаты ЕГЭ - повод для изучения отечественного образования, исследования знаний учеников. Кроме того, на мой взгляд, итоги честного ЕГЭ должны быть осмыслены и родителями, заинтересованными в успехах своих чад. К сожалению, в современном обществе дети перестали быть ценностью, взрослые не всегда сами, без поддержки дошкольных и школьных образовательных учреждений, помогают развитию своего ребенка, поддерживают его. В современную школу приводят детей мамы и папы «культуры потребления». «Вы должны, вы обязаны», - говорят родители учителям, не всегда осознавая меру своей ответственности перед детьми. Вполне обыденным становится обсуждение учителя родителями в присутствии детей, обвинения именно учителя в невоспитанности своего сына или дочери. Руководителям Рособрнадзора, учителям, родителям, обществу в целом важно не спорить и конфликтовать, а вместе работать на будущее наших детей: помогать становлению ответственных, грамотных, компетентных профессионалов, способных к успешному освоению новых знаний, к творчеству, труду.
Логично, что именно сейчас, после экзамена, обсуждаются возможные изменения ЕГЭ. Среди людей, как правило, имеющих весьма поверхностное представление о школьном образовании, существует мнение о том, что следует отменить часть А, поскольку она предполагает угадывание правильного ответа. Хотелось бы заметить следующее: успешно ответить на предложенные выпускнику вопросы на экзамене по русскому языку не так уж просто, поверьте учителю, работающему со старшеклассниками! В ответы заложены варианты с типичными ошибками учащихся, все они выглядят вполне правдоподобно. Для того чтобы выпускник безукоризненно выполнил часть А по русскому языку, необходима его работа над овладением предметом (не удивляйтесь!) с начальной школы!
В части А ЕГЭ по русскому языку составители КИМов грамотно, методически обоснованно и оправданно закладывают вопросы, проверяющие знания базовых фундаментальных правил орфоэпии, орфографии, морфологии, морфемики, синтаксиса, пунктуации, грамматики. Если открыть Кодификатор, Спецификатор, Демоверсию экзамена по русскому языку, которые ежегодно публикуются на сайте ФИПИ, можно убедиться в том, что именно часть А проверяет важные навыки владения нормами современного русского языка. Кстати, для мотивации учеников 5-9-х классов я иногда предлагаю задания по изучаемым темам из части А в формате ЕГЭ (задания, как правило, оказываются довольно интересными, «с подвохом»). Можете себе представить гордость пятиклассника, успешно выполняющего  задание А14 ЕГЭ, правильно пишущего слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, с чередующимися гласными в корне? Семиклассника, справившегося с заданиями А16 и понимающего особенности правописания безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий? Уверенность в своих знаниях девятиклассника, способного справиться с частью А26, предполагающей владение знаниями о знаках препинания в сложноподчиненном предложении?
Те, кто называет подготовку к части А натаскиванием, возможно, просто-напросто никогда не готовили учеников выпускных классов к экзамену. Попробуйте натаскайте на 98, 100 баллов! Без творчества, кропотливого ежедневного труда, без энергии и душевных сил учителя подготовка к экзамену невозможна. Поэтому противникам части А в ЕГЭ по русскому языку отвечу: эта часть нам помогает, а не мешает учить детей! В КИМах по литературе и математике, например, этой части нет, а задания с выбором ответа на экзамене по русскому языку необходимы.
Вторая часть ЕГЭ по русскому языку (часть В) - задания с развернутым ответом. Выполняя их, выпускники демонстрируют, в частности, осмысление норм словообразования, знание частей речи, особенности связи слов в словосочетании, типы и виды связей между простыми предложениями в составе сложного, понимание языковых особенностей текста. Общеизвестно, что словарный запас наших современников крайне скуден, общение детей и подростков в социальных сетях, онлайн-играх намеренно искажает нормы литературной, правильной речи. Поэтому освоение последнего типа заданий помогает школьникам внимательнее относиться к изобразительно-выразительным средствам русского языка (тропам), фигурам речи, словам различной стилевой окраски, сохранять богатство русского слова.
Самая интересная и сложная часть ЕГЭ по русскому языку - часть С. На основе предложенного текста выпускник пишет сочинение-рассуждение, выявив проблему, поставленную автором текста, прокомментировав ее с опорой на исходный текст, определив позицию автора по проблеме. Экзаменуемый должен выразить свое мнение по поставленной проблеме, аргументировав свое суждение примерами из художественной, научной, публицистической литературы, примерами из жизненного опыта. Можно, безусловно, задание этой части ЕГЭ назвать спорным. Как творческому, нестандартно мыслящему ребенку вместить свои суждения в формат ЕГЭ так, чтобы соответствовать критериям оценки этой части? Как школьнику научиться писать безукоризненно грамотный текст без логических, речевых, грамматических ошибок? Задача перед учителем и учеником при подготовке к экзамену стоит непростая. Только порой главная сложность этого задания для современных выпускников - умение читать и понимать художественный или публицистический текст. Составители КИМов предлагают для осмысления тексты с морально-нравственным, жизнеутверждающим смыслом о роли искусства в жизни человека, о патриотизме, о взаимоотношениях между поколениями, о бережном отношении к природе, о дружбе и любви. Увы, не все одиннадцатиклассники считывают ценностный подтекст предложенных текстов, хотя большинство выпускников последних лет научились понимать и выявлять общечеловеческие смыслы прочитанного. Только удручает другой аспект сочинений - культурно-историческое невежество наших детей. Сознание современного школьника переполнено информацией, оно дискретно, фрагментарно. Детям и подросткам трудно вчитываться в детали художественного произведения, вдумываться в смысл увиденного, соотнести с определенной эпохой героев истории и литературных персонажей. Выпускники мало читают, плохо запоминают прочитанное. Поэтому год от года нарастает количество фактических ошибок в «фоновом материале», который должен демонстрировать знания о литературе, истории, свидетельствовать о сформированности культурно-исторической идентичности, национального самосознания.
Часть С проверяют эксперты: опытные учителя, методисты, преподаватели колледжей, техникумов, вузов. Каждый эксперт понимает меру ответственности, которая на него возложена: от объективности проверки работы выпускника может зависеть его судьба. Легко и радостно проверять хорошее, логичное, грамотное сочинение. Испытываешь профессиональную гордость, ведь победа выпускника - это и победа учителя, родителей, школы. Радуешься, понимая и свою сопричастность высокому труду учительства. Самая трудная, мучительная работа - проверка слабого сочинения. Трепетно над ним сидишь и до последнего выискиваешь логику, позицию, ищешь не за что снизить баллы, а за что их выставить. Труд эксперта ЕГЭ почетен, интересен, но труден. Нравственно тяжко констатировать неумение будущих студентов грамотно излагать мысли, строить логичный текст. Экспертам приходится быть строгими и справедливыми без злорадства, ехидства: мы проверяем работы НАШИХ детей, мы ставим себе, родителям, обществу оценку: чему научили, то и получаем на ЕГЭ.
ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, является одним из тех экзаменов, который может и должен сдать выпускник общеобразовательной средней школы. Этот экзамен на самом деле обобщает и систематизирует представление о системе русского языка у школьников старших классов. В силу возрастных, психологических особенностей старшеклассники курс русского языка при подготовке к ЕГЭ осваивают на качественно новом уровне рефлексии, анализа. Именно высокие баллы за ЕГЭ по русскому языку помогают абитуриентам выдерживать конкурс при поступлении в высшие учебные заведения. В связи с низкими результатами экзамена по русскому языку выпускников некоторых регионов в 2015 году предполагается создание КИМов двух уровней: «базового» и «профильного». Мы будем снижать планку требований к выпускникам, позволяя неучам и бездельникам отправляться в 10-й класс и, получив аттестат, поступать в высшее учебное заведение, становясь псевдоспециалистами. Учительству трудно будет мотивировать детей к добросовестному освоению предмета, мы будем свидетелями стремительного снижения грамотности, пренебрежительного отношения школьников к урокам русского языка.
В проекте также предложение ФИПИ о создании в КИМах сквозной нумерации заданий (без указания типа заданий А, В, С). Одиннадцатиклассникам и учителям трудно будет перестроиться на новый формат экзамена, ведь структура традиционных КИМов методически оправданна, ясна, понятна как старшеклассникам, так и учителям. Нет уверенности, что без четкого разграничения типа заданий (А, В, С) и способов ответов на вопросы школьники на экзамене безупречно и правильно заполнят новые экзаменационные бланки: в ситуации стресса под прицелом видеокамер вместо номера предложения может быть записано слово, а вместо крестика в бланке окажется набор цифр. Учителям русского языка и литературы, перегруженным проверками тетрадей, подготовками к урокам, освоением новых федеральных государственных образовательных стандартов, курсами повышения квалификации, придется заново осваивать формат уже привычного экзамена. Учительство довольно консервативно, в этом его сила и слабость. И все-таки педагоги постоянно учатся, осваивая новые подходы к образованию и воспитанию детей, безропотно отвечая на все вызовы времени, выполняя социальные заказы современной общеобразовательной школы. Если произойдут изменения в КИМах ЕГЭ по русскому языку, то, безусловно, значительно увеличится нагрузка учителей-словесников. Хватит ли им сил на качественную подготовку выпускников к экзамену?
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сохранение культурной идентичности, формирование национального самосознания доверены обществом школе, учителю-словеснику. Именно учителей общеобразовательных школ следует слушать и слышать в дискуссиях о ЕГЭ. Я, учитель, против изменения формата ЕГЭ по русскому языку. Если не только школа, но и родители, искусство, массовая культура, СМИ, государство будут помогать формированию у ребенка ценностей трудолюбия, ответственности, радости постижения нового, то выпускной экзамен будет логичным подведением итога одиннадцатилетнего пути развития личности, а не поводом для споров и обсуждений.

​Ольга БРЮХАНОВА, кандидат философских наук, учитель школы №947 г. Москвы, победитель ПНП «Образование»