Но он  живой человек, такой же, как все, испытывающий на себе  огромное давление системы, не слишком озабоченной судьбами отдельных людей, решающей в масштабах страны макрозадачи: оптимизация расходов на образование, проведение мониторингов,   обеспечение электронного документооборота, проведение ЕГЭ  и т. п. Из высоких кабинетов не видны микропроцессы, которые ставят работников  образования между молотом реформ и  наковальней - реальными процессами, происходящими в конкретной школе,  искажающими суть и смысл проводимых преобразований. Попробуй сохрани оптимизм в условиях оптимизации расходов на образование, несмотря на общий корень этих слов.   Некоторые умудряются, о них и речь.
Маленькая  школа №16 деревни Кулиш Иркутской области. Детей в основной школе 37 человек. Государство субсидирует школе в год 21 тысячу на учебники и прочие материальные расходы. (Зарплата идет по другим статьям, и ее строго отслеживают.) Из этой суммы школа должна потратить только на учебники 60%, а оставшееся на все остальное. Но даже на учебники приходится добавлять заработанные школой деньги. А ведь еще надо оплачивать свет и воду, закупать дрова на зиму. На вопрос из песни В.Высоцкого «Где деньги, Зин?» отвечаю. Директор Татьяна Немирич - подвижница. Она зарабатывает на подсобном хозяйстве порядка 300 - 400 тыс. в год, отладила производство биогумуса, построила солидный червятник. Спрос на производимое школой органическое удобрение постоянно растет. Кроме того, школа - победитель конкурса А.С.Макаренко в 2010 году, в этом году она приняла участие в конкурсе социально значимых проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области». В октябре будут подведены его итоги. В случае победы школа получит  солидную сумму - 800 тыс. рублей. Иными словами, директор маленькой сельской школы демонстрирует черты современного менеджера, умеющего самостоятельно зарабатывать деньги и привлекать инвестиции. Как говорят сегодня, полный ей респект и пожелание дальнейших успехов.
  Но столь необходимый в работе позитивный настрой руководителя школы изрядно отравлен горечью.  Поражает цинизм системы, когда на факт задолженности по заготовке дров для школьной котельной и долги за электроэнергию директор получает ответ: «Картошку сдадите или молочную продукцию и платите за долги». А она планировала детей свозить в областной центр, повысить им стипендию... (В сельской школе!) У государства не хватает политической воли стимулировать школьное производство, которое увеличило бы финансирование школ в разы. А зачем, если проще заставить директора на свой страх и риск затыкать все финансовые бреши? Виноваты ли в этом местные руководители? Не думаю, ибо они всего лишь передаточное звено и могут распределять только то, что им дают. С учетом того, что в стране предписано еще 5% сэкономить (урезать от норматива), что, строго говоря, незаконно. Но в этом случае все молчат, тогда как в других ситуациях придирчиво руководствуются буквой закона, применяя его со всей строгостью к местному администратору, преступившему грань.  В наших условиях чиновник - он ведь тоже фигура страдательная.
   Вот уже второй год идет судебное разбирательство по делу председателя Комитета образования администрации Чудовского муниципального района Новгородской области. Светлана Валерьевна Васильева прошла все этапы карьерного роста: учитель сельской школы, директор, чиновник. Она использовала целевые средства и решила серьезную проблему предоставления квартир выпускникам детских домов. Излишне напоминать, как тяжело решается эта проблема даже в крупных городах, где дети-сироты, покидая государственные учреждения, годами добиваются обеспечения своего конституционного права на жилье, получая формальные отписки от чиновников. Четырнадцать (!) сирот получили квартиры. К моменту подписания документа в двух квартирах отделочные работы еще не были завершены. Формально она не имела права ставить свою подпись, но тогда целевая субсидия возвращается в бюджет, и не факт, что в следующем году она будет получена. И тогда все четырнадцать сирот могут остаться без жилья. С.В.Васильева не побоялась взять на себя ответственность.  В результате сироты благополучно проживают в своих квартирах и уже создали семьи, а совестливый чиновник  обвиняется в  служебном подлоге, совершенном из личной заинтересованности. В чем же ее личная заинтересованность? Оказывается, в том, что она создавала видимость успешной работы, чтобы избежать негативной оценки со стороны администрации Новгородской области. Так в приговоре.   Ей бы орден дать, а она получает судимость. «УГ» писала об этой истории пять раз, свою поддержку высказал Общественный совет при Минобрнауки. В результате достигнут «компромисс»: С.В.Васильева  освобождена от уголовной ответственности, так как со дня совершения преступления истекло два года (после преступления небольшой тяжести) согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 УПКРФ, но судимость заработала. Как с таким клеймом служить образованию дальше?
Народная мудрость гласит: «Не стоит село без праведника, а город - без святого». От себя добавлю: а школы - без подвижников. Таковых по России немало. Не берусь привести статистику, ибо совесть не входит в параметры мониторингов. Но если бы было по-другому, система образования давно рухнула бы. Не зря этих подвижников встарь называли столпами общества. Их я и поздравляю с началом нового учебного года.

​Евгений  ЯМБУРГ, заслуженный учитель РФ, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки РФ