Если заглянуть в недавнюю историю появления профессиональных стандартов в России, то мы увидим, что первым, кто начал не только говорить, но и предпринимать конкретные шаги по внедрению профессиональных стандартов в сферу трудовых отношений, было общероссийское объединение работодателей, а именно Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В составе РСПП была создана специальная Комиссия по профессиональным стандартам, целью которой было рассмотрение и принятие решений о введении в действие профессиональных стандартов, разработанных объединениями работодателей, профессиональными сообществами и отдельными организациями. РСПП разработал и утвердил Макет профессионального стандарта, Положение о профессиональном стандарте, Методику разработки профессиональных стандартов, Порядок экспертизы проектов профессиональных стандартов, Рекомендации по оформлению профессиональных стандартов и другие документы, которые позволили создать нормативно-методическую основу для появления и введения этого нового инструмента в систему регулирования трудовых отношений в рамках участников этого объединения. РСПП продвигал эту идею на государственном уровне для всеобщего применения, что и нашло законодательное закрепление в конце 2012 года.
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. №236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» внес изменения в Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), предусматривающие введение нового института в трудовую сферу - профессионального стандарта (изменения внесены в статьи 57, 143, 144, а также введена новая статья 195.1).
Глава 31 ТК РФ дополнена статьей 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта», в которой определяются два понятия:
- квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;
- профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Кроме того, установлено, что порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливает Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
В абзаце 3 части 2 статьи 57 ТК РФ появилось указание на то, что при определении в трудовом договоре обязательного условия о трудовой функции работника наименование определенных должностей, профессий или специальностей (от которых зависит предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений) и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Части 8 и 9 статьи 143 ТК РФ в измененной редакции предусматривают, что тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся, а тарифные системы оплаты труда устанавливают с учетом ЕТКС, ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.
Согласно изменениям в части 5 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливают с учетом ЕТКС, ЕКС или профессиональных стандартов.
Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» и определяют порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.
При этом предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) с учетом мнения РТК устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Минтруду России также поручено давать разъяснения по вопросам применения указанных Правил.
Правилами определено, что Минтруд России координирует разработку профессиональных стандартов, а сами проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.
Пунктом 25 Правил установлено, что профессиональные стандарты применяются:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Таким образом, определены три конкретные сферы практического применения утвержденных профессиональных стандартов: в регулировании трудовых отношений, в разработке профессиональных образовательных программ, в разработке ФГОС профессионального образования. Минтруд России для согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по разработке, утверждению и применению профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов создал экспертный совет по профессиональным стандартам. На основании Правил разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утвержденными Минтрудом России методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.
Приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. №170н утверждены Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, которые подготовлены для оказания практической помощи объединениям работодателей, работодателям, профессиональным сообществам, саморегулируемым организациям и иным некоммерческим организациям, образовательным организациям профессионального образования и другим заинтересованным организациям (разработчики проектов профессиональных стандартов) в разработке проектов профессиональных стандартов.
При этом в указанных рекомендациях применяются такие термины и их определения:
- вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;
- обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;
- трудовая функция - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
- трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Макет профессионального стандарта утвержден приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. №147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2013 г., регистрационный №28489).
Утвержденный Макет профессионального стандарта состоит из 4 разделов:
    I раздел «Общие сведения» фиксирует позиции: основная цель вида профессиональной деятельности, определение по классификаторам группы занятий, отнесение к видам экономической деятельности;
    II раздел «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» определяет обобщенные трудовые функции и трудовые функции (код, наименование, уровень (подуровень) квалификации);
    III раздел «Характеристика обобщенных трудовых функций» предусматривает позиции: обобщенная трудовая функция - возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе; дополнительные характеристики; трудовая функция - трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики;
    IV раздел «Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта» содержит указание на ответственную организацию-разработчика и наименования организаций-разработчиков.
При этом в содержании профессионального стандарта должны давать ссылки на общероссийские классификаторы и справочники (всего 7):
- Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ);
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС);
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС);
- Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);
- Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО);
- Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК).
Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован в Минюсте России 27 мая 2013 г., регистрационный №28534) утверждены уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Определено, что уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности. Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации». Всего установлено девять уровней квалификации, которые определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.
В соответствии с утвержденным Минтрудом России планом-графиком подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах должны быть подготовлены 25 профессиональных стандартов работников в области образования, а также 14 профессиональных стандартов руководителей организаций и их структурных подразделений, в том числе относящихся к сфере образования (до 2015 года должно появиться 800 профессиональных стандартов). Вместе с тем следует отметить особо, что распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. №487-р утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, который содержит 16 мероприятий, направленных в том числе на совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение.
На основании поручения Правительства РФ первым был разработан, обсужден и принят профессиональный стандарт педагога. Ответственная организация - разработчик профстандарта педагога Московский городской психолого-педагогический университет, а организация-разработчик - Центр образования №109 (директор - Евгений Ямбург - также руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки России).
Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2013 г., регистрационный №30550) утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее - профстандарт педагога). На официальном сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru) в специальном разделе «Профессиональные стандарты» опубликованы все утвержденные профессиональные стандарты.
При этом установлено, что профстандарт педагога применяется работодателями с 1 января 2015 года при:
    формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
    организации обучения и аттестации работников;
    заключении трудовых договоров;
    разработке должностных инструкций;
    установлении систем оплаты труда.
Таким образом, введение профстандарта педагога отложено по сроку всего на один год, принимая во внимание необходимость проведения в течение 2014 года его апробации (на необходимости апробирования и переходного периода настаивали разработчики и Общероссийский профсоюз образования).
С начала 2013 года было организовано и проведено широкое профессионально-общественное обсуждение как концепции профессионального стандарта, так и собственно проекта документа в сети Интернет и на страницах профессиональных изданий, в том числе в «Учительской газете - Москва».
6-7 декабря 2013 года прошел Всероссийский семинар-совещание по вопросам апробации профессионального стандарта педагога в Московском городском психолого-педагогическом университете, в рамках которого представители образовательного сообщества обсудили основной вопрос о включении профстандарта педагога в жизнь российской образовательной системы через его апробацию, а также проблемы аттестации педагогов и системы отбора кадров, оценки качества педагогического труда, школьной системы оценки качества образования, проблемы этики учителя.
Профстандарт педагога определяет вид профессиональной деятельности как дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Основная цель вида профессиональной деятельности - оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
К числу обобщенных трудовых функций (далее - ОТФ) отнесены две:
- первая ОТФ - «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» (6-й уровень квалификации);
- вторая ОТФ - «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ» (5-6-й уровни квалификации).
При этом первая ОТФ «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» включает три трудовые функции:
- общепедагогическая - обучение (6-й уровень квалификации);
- воспитательная деятельность (6-й уровень квалификации);
- развивающая деятельность (6-й уровень квалификации).
Возможные наименования должностей по этим трудовым функциям - учитель, воспитатель.
Требования к образованию и обучению предусматривают наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы не предъявляют.
На основании части 1 статьи 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускают лиц, имеющих образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Определены также особые условия допуска к работе, которые заключаются в том, что к педагогической деятельности не допускаются:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
При этом следует иметь в виду, что основания, по которым лица не допускаются к педагогической деятельности, установлены в части 2 статьи 331 ТК РФ.
В профстандарте педагога в разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций» по каждой из трех трудовых функций описаны конкретные трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания и другие характеристики, указывающие на соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. В связи с этим необходимо учитывать, что в соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормы профессиональной этики педагогических работников закрепляют в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность. Следовательно, принятие фактически кодекса профессиональной этики в форме локального нормативного акта федеральным законом отнесено к компетенции самого образовательного учреждения.
Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом, разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с Общероссийским профсоюзом образования и направлены в регионы письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 6 февраля 2014 г. №09-148.
Вторая ОТФ «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ» включает в себя пять трудовых функций:
- педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования (5-й уровень квалификации);
- педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования (6-й уровень квалификации);
- педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования (6-й уровень квалификации);
- модуль «Предметное обучение. Математика» (6-й уровень квалификации);
- модуль «Предметное обучение. Русский язык» (6-й уровень квалификации).
Возможные наименования должностей по этим трудовым функциям такие же, как и по первой ОТФ, - учитель, воспитатель.
Требования к образованию и обучению предусматривают наличие высшего образования или среднего профессионального образования по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы не предъявляют.
По каждой из пяти трудовых функций в аналогичном порядке описывают конкретные трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания и другие характеристики, указывающие на соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
В целом для понимания складывающейся системы правового регулирования по этому вопросу можно еще добавить, что профессиональный стандарт, в отличие от применяемых в настоящее время квалификационных характеристик должностей работников образования, представляет собой набор основных компетенций и требований, которые необходимы педагогическому работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование). Квалификационные же характеристики содержат должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации работников, по конкретным должностям. Они обязательны для применения в учреждениях, организациях различных отраслей экономики независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом учреждений и организаций. Кроме того, квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, определяемых с учетом особенностей организации их труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников (при необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями).
В этой связи следует обратить внимание и на то обстоятельство, что согласно положениям трудового законодательства применение профессиональных стандартов вообще в сфере трудовых отношений не однозначно обязательно, а фиксируется по формуле «квалификационный справочник или профессиональный стандарт» (механизм выбора работодателями для автора статьи пока остается под вопросом). В то же время в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. То есть отсюда сдедует, что применительно к определению образовательного ценза лица, претендующего на занятие педагогической деятельностью (часть 1 статьи 331 ТК РФ), допускается применение формулы «квалификационный справочник и (или) профессиональный стандарт».
Апробация профстандарта педагога в течение 2014 года должна выявить проблемные зоны и показать направления необходимых изменений. Кроме того, как совершенно справедливо отмечает Евгений Ямбург, полноценное введение и применение профстандарта педагога невозможно без проведения серьезных мероприятий по перестройке педагогического образования, а также системы дополнительного профессионального образования педагогов (профессиональной переподготовки и повышения квалификации), для чего, конечно же, также требуются усилия и определенное время. Сам же профстандарт педагога, по его мнению, представляет собой:
- инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире;
- инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень;
- объективный измеритель квалификации педагога;
- средство отбора педагогических кадров в учреждения образования;
- основу для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Жанна ОСИПЦОВА, заведующий экономико-аналитическим отделом аппарата Московской городской организации Обероссийского профсоюза образования