В последние годы в системе образования происходят большие изменения,  это не может не волновать нас и не заставить задуматься о роли профсоюза в жизни общества.  Меняется общественная ситуация, неизбежно с этим меняется  профсоюз. Задача, вставшая перед нами, - формирование новых отношений между руководителем и работником, между администрацией и профсоюзом. Для построения диалога в сочетании с традициями и новыми подходами председателю профсоюзной организации необходимо занимать конструктивную позицию, учиться находить компромиссные решения.
Смогут ли наши председатели справиться с этими задачами, зависит от их собственной активной позиции и поддержки руководителей. Союз руководителя и профсоюза должен вселять веру в людей, что они не одиноки в своих проблемах, что им есть куда обратиться, что они защищены. К сожалению, некоторые начинающие председатели ПК и руководители ОУ настраивают свой коллектив к потребительской мотивации, сводя  работу профкома лишь  к выдаче материальной помощи, елкам-подаркам и в лучшем случае организации экскурсии или праздничного мероприятия, забывая о главной функции профсоюза - защите  и представлении прав работников, участии в общественно-государственном управлении. Противоречия, возникающие среди педагогов, подчас бывают основаны на отсутствии гласности, открытости, прозрачности и справедливости, что в свою очередь приводит к развитию конфликтов и как следствие к снижению интереса работников к профсоюзу и падению профсоюзной численности. Но все-таки большинство современных, как говорят, продвинутых  руководителей активно используют эту функцию в работе своих образовательных учреждений. Профсоюз сегодня представлен в разнообразных комиссиях: по охране труда, по трудовым спорам, в аттестационной комиссии, по распределению стимулирующих выплат, в управляющих советах, и это не может не радовать, профсоюзный лидер активен и небезразличен к происходящим в организации  процессам.
Серьезной проверкой на прочность профсоюзной организации стало объединение, слияние в образовательные комплексы и создание объединенной первичной профсоюзной организации. С 2011 года в округе проходит процесс  реорганизации. За это время из 274 первичных профсоюзных организаций в округе осталось 54, что привело к потере профсоюзного членства более чем на 12%. Идет формирование новых объединенных профорганизаций, здесь очень важна координация действий всех председателей ППО, вошедших в комплекс, от того, насколько они быстро найдут общий язык, разработают единую программу развития своей организации, построят систему взаимоотношений, зависят сплоченность и дальнейшая жизнь, настроение всего коллектива комплекса.
Для повышения правовой грамотности председателей ПК в прошлом учебном году мы неоднократно приглашали в округ правовых инспекторов МГО профсоюза, а также провели семинары, круглые столы по теме «Реорганизация профсоюзных организаций», подготовили методический материал, поместили его на нашем сайте, неоднократно выезжали в крупные комплексы для проведения координационных советов, собраний профкомов, собраний трудовых коллективов. Это дало возможность остановить поток выхода из профсоюза.
Социальное партнерство было, есть и остается важным направлением в работе территориальной организации с первичками. Комитет ТО профсоюза оказывает практическую помощь организациям в разработке, заключении и регистрации коллективных договоров. На сегодня в 93% учреждений заключены коллективные договоры, более половины которых прошли уведомительную регистрацию. В рамках коллективного договора во многих учреждениях решают проблемы  предоставления дополнительных отпусков работникам-инвалидам, работникам, имеющим ребенка-инвалида, председателям первичных профсоюзных организаций, работникам с ненормированным рабочим днем, добиваются некоторых других дополнительных мер социальной защиты сотрудников образовательных учреждений.
В октябре 2013 года было подписано двустороннее соглашение, действующее до 2016 г., между ТО СЗАО Общероссийского профсоюза образования и СЗОУО,  оно стало очень важной вехой в развитии социального партнерства в округе, документом, регулирующим возникающие противоречия между работниками и работодателями,  улучшающее условия труда педагогов.
 Задача территориальной организации  -  в продолжении  работы по укреплению первичек, привлечении членов профсоюза к активной внутрисоюзной  жизни, повышении ответственности и исполнительской дисциплины и, конечно, организации учебы по подготовке и заключению коллективного договора, составлению локальных актов, по подготовке представлений на аттестацию педагогических работников.
Социальная поддержка работников образования была и  остается для территориальной организации важным направлением деятельности. Наши программы стали традиционными, а число участников постоянно растет. Благодаря созданному в округе специализированному фонду «Оздоровление членов профсоюза» успешно продолжают действовать программы добровольного медицинского страхования, мы организуем экскурсионные поездки для организаций-юбиляров, оказываем материальную поддержку при приобретении путевок для работников и их детей. Этим летом более 200 ребятишек наших работников смогли отдохнуть в оздоровительных лагерях Краснодарского края и Подмосковья, традиционным стало проведение в Анапе международных обучающих семинаров для молодых педагогов, организуемых МГО профсоюза, в  этом году 30 начинающих педагогов смогли принять в нем участие.
В рамках оздоровления и прямого сотрудничества с коллегами из Словакии 120 педагогов отдохнули и поправили здоровье на предгорном курорте Бойнице в Словакии, расположение, климат и состав минеральных вод которого создают идеальные условия для лечебного процесса. Около 300 человек воспользовались семейными путевками и путевками выходного дня.
 Традиционно большое внимание в округе уделяют  неработающим пенсионерам. Скрасить досуг ветеранов возможно активным вовлечением их в культурно-массовые мероприятия: экскурсии, праздничные концерты, посвященные знаменательным событиям  округа и праздничным датам, посещение театров, организация их отдыха в доме ветеранов педагогического труда, оказание материальной поддержки, которая им так необходима. Учительство нашего округа всегда славилось традициями милосердия и благотворительности. В Год учителя родился благотворительный проект «Учительский фонд Северо-Запада». Идея помощи детям, коллегам, ветеранам системы образования, попавшим в трудные жизненные ситуации, не могла не быть поддержанной профсоюзом. Мы не только перечислили средства, но и  вошли в наблюдательный совет. Свыше 1,3 млн рублей - материальная поддержка наиболее нуждающимся коллегам и детям в этом учебном году.
 Мы очень надеемся и верим, что трудовые коллективы, первичные профсоюзные организации научатся защищать свои права и интересы в ходе конструктивного диалога с администрацией, а территориальная организация помогала и будет  помогать, мы всегда рядом.

Галина БОРИСОВА, председатель  Северо-Западной окружной организации Общероссийского профсоюза образования