Для любого человека сейчас важно вписаться в предлагаемые условия, не затеряться в этой интенсивной системе преобразований. Новые стандарты, новые законы, новые требования к педагогу, новая система оплаты труда, система жесткой конкуренции - не каждый опытный работник справится со всеми испытаниями, которые предлагают обстоятельства, не говоря уже о молодом специалисте, начинающем свою трудовую деятельность...
Задачи профсоюза сегодня тоже сильно изменились. Профсоюзному лидеру, чтобы представлять и защищать интересы трудового коллектива, надо быть юридически и экономически грамотным человеком, необходимо развивать в себе определенный набор качеств и черт характера.
Я учитель обществознания и права, имею педагогическое и юридическое образование, избран членом Комитета окружной организации ЮАО Общероссийского профсоюза образования Южного округа, возглавляю комиссию по работе с молодежью. Не могу сказать, что мне моя работа просто нравится, она мне очень нравится, она мне необходима. Профсоюзная общественная деятельность - это школа управления, которая помогает проявить творческие и организаторские способности, заставляет не стоять на месте, постоянно совершенствоваться, добывать знания, распространять свой опыт среди молодежи и моих учеников. Мне легко с ними работать, потому что я сам недавний выпускник педагогического вуза и недавний молодой специалист, то есть у меня схожие с ними взгляды, мысли, интересы и восприятие всех процессов, происходящих в обществе и системе образования.
Новые условия, в которых сегодня работает педагог, - это и новые возможности для него и для профсоюзной организации тоже. Нам сейчас необходимо создавать такую эмоциональную среду, чтобы новое, появляющееся в системе и в стране в целом, вызывало не отторжение, а желание что-то изменить, что-то сделать. Тогда возникает творческий импульс, это новое рассматривают, анализируют, а не отвергают сходу. Молодые, которые приходят в школу, это новое приносят, когда их поддерживают, тогда и получается та эффективная среда, которая нужна мне, например, как учителю, как воспитателю, как члену педагогического сообщества.
Во время проведения последней окружной конференции молодых специалистов мы выяснили, что только 45% пришедших работать в школу педагогов члены профсоюза, а значит, получили первую поддержку своего трудового коллектива. Остальные не задумывались, а некоторые даже не знали, что в их учреждении есть первичная профсоюзная организация, работает профсоюзный комитет, действует коллективный договор. Это свидетельствует о недостаточной информационной и разъяснительной работе в коллективах, хотя информационное пространство сегодня, как никогда, доступно. Регулярное обновление информации на открытых сайтах окружных управлений образования, сайтах МГО и ТПО профсоюза, образовательных организаций, знакомство с материалами на страницах «Учительской газеты-Москва», еженедельный видеоселектор Департамента образования, профсоюзный видеоселектор - все это позволяет молодому педагогу быть в курсе основных событий, происходящих в профсоюзной жизни и в системе столичного образования.
Главное - активная гражданская позиция, неравнодушие и желание быть востребованным, желание быть в гуще событий, не пропустить чего-то главного, не отстать от жизни. Именно это качество я пытаюсь развивать в своих учениках во время проведения профсоюзных уроков, знакомя их с историей развития профсоюзов, проводя дискуссии по поводу того, что для российского гражданина труд - право или обязанность, каким должен быть достойный труд в XXI веке. Могу с уверенностью сказать, что нынешние дети, несмотря на великую и богатую историю нашего общества, понимают: мы живем в молодом государстве, будущее которого зависит от готовности и желания молодых людей, служа общественным целям, внести свой вклад в построение правового государства. Они ясно представляют, что современное общество развивается на основе признания человека, а также его прав и свобод наивысшей ценностью. Наша задача сегодня: научить детей правильно распоряжаться гражданскими свободами и быть ответственными за себя и своих близких. Профсоюзная организация сегодня надежный друг и помощник на пути построения гражданского общества!
Во время подготовки и проведения юридических консультаций в комиссии по работе с молодежью при Комитете ТПО ЮАО мы выявили проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты. Это прежде всего незнание нормативно-правовой базы, отсутствие опыта в общении с родителями учеников, со старшими коллегами и администрацией, отсутствие навыков рационального распоряжения рабочим временем.
Помогают решить эти проблемы наши мастер-классы, профсоюзные конкурсы, во время проведения которых мы разыгрываем проблемные ситуации из своей практической деятельности. Например, учителю, принятому на работу в апреле, отказано в предоставлении летнего отпуска, работник обращается в профком. Что делать в такой ситуации? Или администрация изменила в середине учебного года нагрузку учителю. Правомерно ли это? Иногда наши дискуссии выходят за рамки профсоюзных конкурсов и семинарских занятий школы профсоюзного актива, перерастая в общение личного характера, завязываются новые знакомства, новые контакты, год от года наше сообщество молодых педагогов расширяется все больше и больше, обогащая каждого новым опытом и новыми связями. Мы посещаем уроки друг друга, делимся методическими находками, разработками нестандартных уроков. Для молодых не существует преград в общении друг с другом, даже если мы работаем в разных образовательных организациях. Нас объединяют окружные профсоюзные дела, городские выездные семинары, лагерь в Анапе, где всегда есть возможность совместить отдых с совершенствованием своих профессиональных и коммуникативных навыков, углубить знания и отточить умения реализации своих трудовых прав и свобод, быть в курсе последних изменений нормативно-правовой базы, регулирующей трудовые правоотношения и правоотношения в сфере образования и науки. Полученные знания молодые педагоги успешно транслируют в своих коллективах.
Характерная черта нашего времени - укрупнение образовательных организаций, присоединение детских садов к школам. Одной из важных задач профсоюза в период реорганизации учреждений стала координация профсоюзной работы всех структурных подразделений образовательного комплекса, создание единого трудового коллектива, комфортных условий для работы и саморазвития каждого, атмосферы сотрудничества и сотворчества. Профсоюз может и должен помочь организовать досуг, отдых работника; сформировать его потребность в качественной работе, а следовательно, и в получении достойной заработной платы.
Очень важно поддерживать сложившиеся традиции, знакомить с ними молодых, прививать любовь и уважение к этим традициям, именно они определяют особый дух учреждения, корпоративное единство, то, чем ваш конкретный коллектив отличается от любого другого.
Я благодарен директору моей школы и нашему профсоюзному лидеру за то, что я навсегда остался в профессии, потому что если бы в школе, где я начал свою трудовую деятельность, не было сильной первичной профсоюзной организации, если бы директор так не поддерживал профсоюз, я не оказался бы вовлеченным в интенсивную общественную жизнь нашего коллектива, где работают люди, масштаб интересов которых выходит за рамки преподаваемого предмета. В нашей школе постоянно проводят уроки правовых знаний для сотрудников, на педагогических советах и заседаниях методобъединений уделяют огромное внимание не только профессиональному, но и личностному росту педагогов, организации досуга и повышению уровня знаний в сфере реализации и защиты своих трудовых прав. Я искренне рад, что работа в коллективе строится в духе социального партнерства, диалог ложится в основу отношений между администрацией и трудовым коллективом.

Сергей ЗУЕВ, учитель обществознания и права школы №2016