Имена героев своих рассказов ребята поначалу придумывают на иностранный манер. Затем Джоны становятся Иванами, а действие из далекой галактики переносится в родную деревню Тужиловку. Состав детей в моем кружке постоянно меняется, чуть ли не каждую неделю. Сочинить рассказик, стишок - одно дело, а писать постоянно - это уже работа.
Без игры, без интереса дети ничего делать не хотят. Одно время мы играли в газету. Каждый рисовал себе собственную газету на бумаге, заполнял ее прозой, стихами, рисунками. Затем я дал им диктофон,  брали друг у друга интервью. Стали определяться интересы.
Появился у нас юный краевед Вася. Он живет в небольшой деревеньке, общается с пожилыми людьми, все разговоры мотает на ус. Составил карту деревни. Нарисовал каждый дом, каждый ручеек... А  все рассказы стариков Вася записывает  в тетрадку. Так у него появилась работа «Пусть о них узнает весь мир!»  о простых людях, которые воевали, поднимали колхоз, работали за трудодни...
 Васину статью напечатала районка, затем областная газета. На какое-то время юный краевед  стал известной личностью. Его хвалили в школе и дома, старушки с ним раскланивались издалека, норовили рассказать о своем наболевшем: «Пропиши, Васятка, в газете про то и про энто...»  Недавно Вася написал о старинных русских играх - лапте, чижике, городках.
Иногда на занятия приходит серьезная пятиклассница Настя. Однажды она в один присест сочинила статью под названием «Кто такой писатель?». Причем никто не просил ее писать эту явно не детскую вещь.
Настина заметка начинается так: «Жила-была одна девочка. Она была очень любознательная. А ее папа был редактором...» Далее девочка пытается расспросить маму: «Кто же такой писатель?» «Никто», - отвечает мама. Наутро девочка услышала, как мама ругает папу: «Вырастил нашу дочь писательницей со своей работой! А я этого не хочу. Я хочу, чтобы наша дочь была счастлива». Рассказ заканчивается благополучно. Мама понимает, что не следует ругать эту профессию.
Гонорарная система у меня сладкая: за большой рассказ или сказку - шоколадка, за стих или маленькую заметку - мороженое. Девочки пытаются сочинять «под Донцову», мальчики пробуют силы в рыцарских романах, ужастиках. Я же пытаюсь привить ребятам интерес к отечественной истории, чтобы они заглянули в ее бесконечные лабиринты...
Дети сидят за соседними столами и переговариваются по телефону:
- Свет, ты чего пишешь?
- Стихотворение. А ты?
- Сказку... Ой, забыл,  мне надо скачать с Интернета мелодию...
- Качай!
- Деньги закончились.
- Ну тогда давай так, без телефона, разговаривать.
Некоторые коллеги-журналисты говорят: «Ты плодишь графоманов!» Возразить нечего. Мой кружок не фабрика юных писателей. И все же за два последних года мои питомцы не раз публиковались в областных газетах,  в Интернете. И главное - приходят новички, протягивают свои тетрадки: «Вот, посмотрите, это я написал!»

​Александр ТИТОВ, педагог дополнительного образования, с. Красное, Липецкая область