Этот вопрос очень волнует наш педагогический коллектив. Считаем, что какие бы изменения ни происходили вокруг нас, миссия образования - помочь молодому поколению с навигацией в этом динамичном мире. Мы убеждены, что путеводной нитью для всех нас в этом сложном мире выступает прежде всего ядро российской культуры. Ведь именно благодаря ему в поколениях воспроизводится самоидентичность нашего общества. Ядро культуры - выработанные в истории национальное самосознание, правила, значения, традиционные ценности и, конечно же, как писал В.И.Даль, наш «живой великорусский» язык.
Молодая и активно развивающаяся наука эколингвистика с тревогой следит за процессами, происходящими с языками в условиях стремительного изменения окружающей информационной среды. Такие изменения имеют системный характер и подобны проявлениям экологического кризиса на планете, который проявляется в нарастающем дефиците способности живых систем адаптироваться к новым условиям. Где допустимые пределы изменения языка в условиях глобализации? Язык, культура, природа как фундамент жизни человека не предмет натурного экспериментирования! О том, как предупредить возможные негативные (и необратимые!) сценарии развития, говорится в Конвенции ООН «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» (1972), «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). В них остро звучит мысль о необходимости осознания особенно молодым поколением важности сохранения нашего нематериального культурного наследия и прежде всего языка.
Обычно, когда речь заходит об охране языка, обращаются к теме его загрязнения (ненормативной лексикой, иноязычными словами). Учителя нашей школы обратили внимание на еще одну малоизвестную «болезнь» нашего языка, имеющую непосредственное отношение к его жизнеспособности и адаптируемости к новым условиям. На глазах старшего поколения из речи новых поколений исчезает... ее метафоричность! Речь идет не о метафорах как языке художественной выразительности, а о когнитивных, концептуальных метафорах как исторически сложившемся способе мышления. Он родился на заре человечества и неизменно сопровождал всю его историю. Тайны метафорического мышления привлекали к себе внимание крупнейших мыслителей еще со времен Аристотеля. Сегодня они не только не утратили своей актуальности, но и вызвали новую волну интереса, с одной стороны, в связи с поиском адекватных языковых средств для познания и описания мира сложностей, установления связей между разными картинами мира, осуществления поликультурного общения, создания обобщающих теорий на стыке разных наук, с другой стороны, в связи со стремительным изменением языковой среды детства, ее излишней рационализацией. Это не может не тревожить психологов и медиков: ведь на фоне существенного изменении языкового окружения ребенка законы его психического развития остались прежними!
На фоне ухода метафор из устной речи и скудности использования концептуальных метафор в учебных текстах неудивительны данные экспертов о результатах ЕГЭ, о затруднениях выпускников школ в раскрытии смысла информации, выраженной в форме афористических и метафористических утверждений. Бьют тревогу и учителя начальных классов: увеличивается число школьников, затрудняющихся в понимании переносных смыслов, иносказаний, скрытых контекстов. Неразвитость метафорического мышления школьников затрудняет их понимание учебных текстов, выстраивание межпредметных связей, перенос знаний и умений в новую ситуацию, решение проблем межличностных и межкультурных коммуникаций. По большому счету развитие метафорического мышления у молодежи - важнейший фактор их успешной социализации, психического здоровья, обязательное условие сохранения российского нематериального наследия для будущих поколений.
Конечно, целенаправленное, системное и систематичное развитие метафорического мышления школьников - задача сложная, поэтому эту работу мы проводим в режиме экспериментальной площадки Института содержания и методов обучения РАО, под эгидой филиала кафедры ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ (научный руководитель - профессор Е.Дзятковская). Разработка методики развития метафорического мышления осуществляется на примере общекультурных идей устойчивого развития, сквозным образом проходящих через все содержание общего образования, интегрированных, во многом виртуальных и очень сложных даже для понимания взрослыми. С начальной школы учащихся обучают узнаванию иносказательных сравнений, распознаванию метафор художественных и познавательных, их адекватному использованию, самостоятельному составлению. В основной школе в содержание учебных предметов вводят концептуальные метафоры, которые выступают «смысловыми сшивками» содержания разных учебных предметов, которые реализуют сквозные общекультурные идеи устойчивого развития (ОУР). Нынче уже разработаны и опубликованы рабочие программы, направленно развивающие метафорическое мышление школьников, подготовлены сценарии занятий внеурочной деятельности, по материалам открытых уроков готовят учебный фильм.
Инновационные разработки по использованию языка метафор в учебном процессе ведутся нашими учителями по нескольким направлениям. Это адаптация слабо понимаемых россиянами международных идей устойчивого развития к национальным российским особенностям (отечественной системе образования, нашему менталитету, сложившимся стереотипам мышления и поведения, «кодам» поведения, зашифрованным в мифологии народов России); адаптация идей устойчивого развития к образу жизни человека в большом городе; вовлечение учащихся в охрану нематериального культурного наследия России; опытно-экспериментальное включение в общекультурные идеи ОУР национального компонента. При этом мы используем разносторонние образовательные возможности языка метафор. Адаптивные функции метафоры опираются на ее способность наглядно представить явления высокой степени абстракции, невидимые миры, которые нельзя «потрогать» в реальности. При этом сложное не только упрощают, но и выявляют его существенные признаки, сложные для понимания идеи качества окружающей среды, качества жизни, культуры устойчивого развития, требующие высокого уровня развития философского и системного мышления, оказываются доступными для детского возраста, именно благодаря тому что приобретают символически-метафорический облик. В этом нам помогают сказки, но не авторские, а народные, поскольку они содержат архетипически значимые коды, способные воздействовать на глубокие уровни психики и актуализировать врожденные программы средосберегающего поведения (ведь у каждого биологического вида есть такая врожденная программа, направленная на самосохранение через поддержание качества окружающей среды). Например, сказка «Гуси-лебеди» раскрывает суть формулы устойчивого развития: УР = экологическая устойчивость + экономическое развитие + социальная стабильность, сказка А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке», написанная по мотивам народных сказаний многих европейских народов, раскрывает понятие «мера» в отношениях между человеком и природой, сказка П.Ершова «Конек-Горбунок», также созданная на основе фольклора, описывает закономерности взаимодействия человека с дикой природой и искусственными экосистемами. Идея школы - апробировать включение в содержание образования серии народных сказок, преемственно раскрывающих усложняющееся с 1-го по 11-й класс научное содержание ключевых культурных концептов образования для устойчивого развития.
Смыслопорождающая функция метафор помогает детям открывать для себя знание, находить его личностный смысл. В буквальном переводе с греческого языка метафора означает «тележка для перевозки грузов». Применительно к содержанию образования метафора - это тележка для перевозки смыслов, ключ к адекватному переводу информации с языка взрослых на язык детей, с языка однозначно понимаемых научных понятий на язык широкого культурного контекста, путь к многоракурсному и объемному представлению о мире сложности. Такой подход оказался продуктивным для решения, например, очень сложной образовательной задачи - научить ребенка мыслить одновременно в трех измерениях - экологическом, социальном и экономическом - применительно к любой деятельности человека: в интересах экологической безопасности, социальной стабильности и экономического развития - трех китов устойчивого развития. Для этого необходимо, чтобы ребенок нашел, открыл личностный смысл этого. Задача эта непростая, мы решаем ее поэтапно, опять же с помощью метафор, например, в начальной школе метафорами трех сторон отношений человека с окружающим миром выступают три железнодорожные станции: «человек - человек», «человек - природа», «человек - вещи», между которыми ездит паровозик из Ромашково. Метафора смыслового выбора - «зеленый рюкзак», в который дети отбирают только те отношения, которые хотят взять с собой на каждой станции, чтобы построить «Экомир». Иносказательный образ взаимосвязи отношений человека с природой, людьми и миром вещей между собой, очень сложный для восприятия даже взрослыми,- «железнодорожный узел».
Большие воспитательные возможности метафор связаны с их высокой убедительной силой. Соединяя рационально-логическое и образно-эмоциональное, метафоры позволяют мгновенно схватывать суть идеи и воздействуют на глубинные корни нашего поведения, «экологический след» для наших детей не абстракция в виде известной всем международной анкеты, а реальное движение молодежи «Leave no trace» (отдых без экологического следа), которое объединяет по всему миру уже более 60 миллионов молодых человек. Учащиеся с энтузиазмом изучают символику и принципы этого международного движения, чтобы самим применять при выезде на природу и повышать культуры неорганизованного выезда на природу отдыхающих. Младшие школьники, освоив язык метафор, самостоятельно создают мультфильмы для взрослых, поскольку взрослые вечно заняты, мало задумываются, а дети более чувствительны к тому, что неправильно и несправедливо по отношению к природе. Объединившая учащихся разного возраста идея - работа над ошибками, но не теми, которые в тетрадках, а теми, которые в нашем экологическом поведении. В процессе такого социального позиционирования учащиеся осваивают новые для себя роли носителей малоизвестной для взрослых информации, воспитателей и пропагандистов.
Привнесение национального компонента в идеи УР тоже не обходится без исторически сложившегося языка метафор и метафорического мышления. Известно, что дети во всех странах озабочены сохранением природного разнообразия. В Испании придумали волшебного человечка Патримонито, который помогает защищать природное наследие планеты. Поскольку Патримонито для нашей страны - иностранец, он не может подолгу гостить в России, дети 205-й московской школы придумали ему русскую сестричку по имени Лада и создали ее национальный образ. Она, как и ее старший братик, помогает детям защищать природное и культурное наследие и желает поделиться своими умениями с детьми из других школ.
Организующая общекультурная роль метафоризации содержания представлена системой «зеленых аксиом», разработанных Е.Дзятковской. Это метафоры действия, отражающие суть экологических и нравственных императивов, их функция - «место сбора» и педагогического дискурса учителей разных учебных предметов, содержание интерактивности образовательного процесса.
Метафорическое мышление выполняет и диагностическую роль. Метафора - инструмент проникновения во внутренний мир человека. Порождение метафоры отражает суть смыслообразования школьника, понимание им учебного материала и присвоение способов деятельности на уровне порождения собственных мыслей, соотнесения их с личным опытом и внутренними мотивами.
Работая в этом ключе, педагоги школы пришли к выводу, что метафорическое мышление - серьезный педагогический инструмент, пользоваться которым нужно специально учиться. Именно потому, что метафоры обладают большой силой внушения, направляя движение мысли в определенную сторону, главное в этой работе - не навредить. Из содержания некоторых учебников мы знаем примеры, когда неудачные метафоры могут выполнять даже функцию антиценностей (например, метафора «золотой миллиард»).
Общеучебные и воспитательные результаты наших исследований доказывают целесообразность включения задачи формирования метафорического мышления в требования ФГОС к метапредметным результатам образования. Нашим коллегам мы предлагаем обратить внимание на включение критериев метафорического мышления в оценку проектной работы подростков, а учащихся начальной школы, как в нашей школе, вовлекать в исследовательскую работу по созданию Красной книги метафор.
Всех, кто заинтересовался нашими разработками, приглашаем на открытые занятия и семинары, которые регулярно проводятся в нашей школе.

Татьяна ГУЛИНА, директор,
Татьяна МЕЛЬНИКОВА, заместитель директора школы №205 имени Героя Советского Союза Е.К.Лютикова