Здесь дети получают самое современное лечение, которое длится несколько месяцев, вот почему в апреле 2012 года в Центре открылась школа - структурное подразделение школы №109, возглавляемой заслуженным учителем РФ Евгением Ямбургом.
Лечение отнимает очень много физических сил, поэтому у больных детей низкая работоспособность, медикаменты влияют на их память, внимание, мышление, дети зачастую не могут вспомнить простейшие вещи. Гормональные препараты могут влиять и на настроение детей, они могут стать неуравновешенными и раздражительными, конечно, нередко возникают депрессии, особенно у подростков. Но все учителя в один голос отмечают, что у большинства этих детей есть невероятное упорство, желание учиться вопреки всем недугам. Педагоги должны найти ответы на два важных вопроса: «Чему и как учить детей, находящихся на длительном лечении?» Концептуальной становится идея о создании образовательной среды, которая, с одной стороны, позволит продолжить обучение, а с другой - будет способствовать выздоровлению.
Фактически обучение должно стать компенсирующим. Понятие «компенсирующее» означает систему диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающимся в ней детям на протяжении всего периода обучения для построения индивидуальной траектории развития, учитывающей психофизические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.
Мы стремимся выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ребенка, учитывая личностные особенности обучающихся - способности, наклонности, состояние здоровья. Поэтому учитель идет на урок с установкой «что может и желает ученик», а не «что я (учитель) хочу». Дать ребенку почувствовать радость открытия, создать ситуацию успеха - вот основная цель учителя-реабилитолога на уроке, а мотивировать детей к учебе помогает участие в различных конкурсах - математическая олимпиада «Золотой ключик» и конкурс «Человек и природа», в которых участвовали наши дети, убедили в этом.
«Они у нас очень чувствительные» - так охарактеризовала одна из мам детей, которые проходят лечение. Поэтому задача педагогов - создавать нужный эмоциональный фон. Как и в обычной школе, у нас проходят торжественные линейки, посвященные началу и окончанию учебного года, различные праздники и конкурсы, например, поэтический конкурс «паЛИТра».
В медицинском центре лечатся дети из разных уголков нашей огромной страны, поэтому очень интересно проходит защита проектов «Моя малая родина». Работая над проектом, учащиеся систематизируют знания и узнают новое о своем крае. Рассказывая о нем другим, ребенок испытывает гордость за своих земляков, за свой город.
Дети занимаются и изобразительным творчеством. На занятиях педагог стремится создать атмосферу позитивной мотивации в творчестве для максимального раскрытия и дальнейшего развития творческих способностей учащихся в изобразительной деятельности.
Традиционными стали встречи с учениками школы №109. Трудно оценить, кому нужнее эти встречи - здоровым или больным детям. Безусловно, здоровые дети получают первые уроки милосердия. В наше время, когда ценностные ориентиры размыты, милосердие - то, что, без всякого сомнения, нужно воспитывать у подрастающего поколения. Сценарии встреч обязательно заранее продумываем, чтобы они не были формальными, например, в канун Дня донора дети совместно разрабатывали и создавали плакат, призывающий сдавать кровь.
Обучение и воспитание детей, находящихся на длительном лечении, осуществляется по программам обычной школы, а режим ее работы рассчитан на вторую половину дня. Учебные занятия проводят в группах и индивидуально. Групповые занятия организованы в трех из семи отделениях стационара и в специально отведенном помещении для школы. Ежедневная учебная нагрузка ребенка не должна превышать трех академических часов в начальных классах, четырех часов - в старших классах. Индивидуальные занятия проводят для детей, лишенных возможности передвигаться, и для тех, кому по заключению врача рекомендован постельный режим.
За период обучения выдают справку, подтверждающую накопление отметок по предметам. Такую справку предоставляют в школу по месту жительства для аттестации. Для выпускников в конце учебного года организуют экзамены в традиционной форме, позволяющие получить аттестат об образовании.
Постоянно меняющееся состояние здоровья детей заставляет нас регулировать объем недельной нагрузки. Ребенок в послеоперационный период в состоянии выдержать 3-4 урока в неделю. Вы скажете: зачем, пусть после операции восстанавливается и не тратит силы на учебу. Но врачи настаивают на скорейшем возобновлении уроков, так как наблюдают положительную динамику в состоянии здоровья ребенка.
Особые условия педагогической деятельности (подвижный состав учащихся, вариабельность состояния ребенка, находящегося под воздействием сильного медикаментозного лечения) требуют особых профессионально-личностных качеств педагогов. Многие ученые, характеризуя учителя, объединяют профессиональные и личностные качества. С этим трудно не согласиться, уж очень велика роль личности в работе педагога. В нашей школе эффективно могут работать только профессионалы высокого уровня, которые, умело используя различные технологии, методы и приемы обучения, выстраивают учебный процесс для каждого обучающегося.
Любовь к детям, доброта - ведущие качества педагога-реабилитолога. Все они, безусловно, важны и нужны, но требуется и стрессоустойчивость, ибо, как бы учитель ни был предан своей профессии, без этого качества работать в тяжелых психологических условиях невозможно. Ведь в больнице в большей концентрации присутствуют факторы, влияющие на появление стресса. Ученые отмечают, что оптимистичные, коммуникативные, гибкие, стремящиеся к саморазвитию педагоги обладают более высокой степенью стрессоустойчивости. В нашей ситуации, искренне переживая за здоровье детей, очень легко стать добреньким: сюсюкать, ставить незаслуженно хорошие и отличные отметки, играть в поддавки. Это недопустимо. Жалость унижает достоинство человека. Педагог должен стремиться быть добрым и одновременно строгим и требовательным, ведь положительная оценка труда, полученная от строгого учителя, ценится намного выше. Правильно выстраивать отношения с ребенком на уроке помогает чувство эмпатии. В.Сухомлинский писал: «Учителю следует начать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого человека в самых разных ситуациях».
Наши наблюдения позволяют назвать еще одну важную особенность педагогов, работающих с детьми, находящимися на длительном лечении, - это особый философский подход к жизни, который ставит духовное выше материального. Ушинский говорил: «Кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей». В данном случае мы говорим о религии не как о воцерковленности, а как об определенном отношении к жизни и наличии определенных ценностных установок. Одна из них милосердие, у таких людей делать добро - это потребность, а работа в столь непростой школе - их профессиональный выбор, дающий надежду на жизнь и успех детям с тяжелыми заболеваниями.

Надежда СУРКОВА, руководитель СП школы №109