Восточный округ, МГТУ имени Н.Э.Баумана, Комиссия по образованию и молодежной политике Мосгордумы провели значительный объем работ по организации и развитию научно-исследовательской работы молодежи. Результатом стала разработка и внедрение инновационной модели профильного инженерно-технического образования для школ, предложены проблемно-поисковые, исследовательские, креативные способы обучения для реализации индивидуальных траекторий обучения учащихся в рамках научно-исследовательской и проектной деятельности.
Участники эксперимента при поддержке МГТУ им. Н.Э.Баумана на базе школы №2031 ежегодно проводят окружную открытую научно-практическую конференцию «Образование и научное творчество: вчера, сегодня, завтра», с 2013 г. в конференции участвуют школьники всех профильных школ университета.
За счет создания на базе МГТУ им. Н.Э.Баумана Центра развития талантливой молодежи при активном обучении учителей современным методикам и программам преподавания решена проблема поддержки одаренных детей. Разработанные научно-образовательные и научно-информационные материалы вместе с научно-методическими циклами занятий позволяют любой школе освоить разработанную модель и внедрить профильное обучение по инженерно-техническим направлениям. Кроме того, любая из школ города может пройти добровольную академическую аттестацию в нашем университете, для проведения которой утверждена Аттестационная комиссия, главные принципы которой - компетентность, независимость, объективность, открытость и соблюдение норм профессиональной этики. Основные критерии - квалификация педагогического коллектива; показатели качества обучения школьников за последние три года (оценивается сумма средних баллов ЕГЭ по физике, математике, русскому языку; участие школьников в российских олимпиадах по профилирующим предметам); предпрофильная и профильная подготовка обучающихся по физике, математике, информатике: количество учебных часов в неделю не менее 6 час/нед. по математике и 5 час/нед. по физике; программно-методическое обеспечение учебного процесса по физике, математике, информатике (внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих достижение высоких индивидуальных результатов учащимися в профильных классах: наличие учебных планов и программ углубленного и профильного уровней обучения, программ элективных курсов и факультативов, всех элементов системы дополнительного образования, в том числе кружки научно-технического творчества); материально-техническая база учреждения; профилизация школьников в области инженерных наук (организация проектно-исследовательской деятельности учащихся; наличие школьного научного общества; профориентационная работа: встречи с учеными вуза, знакомство с научными школами, работа школьников в лабораториях и научных центрах университета; сотрудничество с промышленными предприятиями в области профориентации); показатели участия и достижения школьников во всероссийских олимпиадах, научно-образовательных и академических соревнованиях олимпиады школьников «Шаг в будущее» МГТУ им. Н.Э.Баумана; количество учащихся, поступивших в МГТУ им. Н.Э.Баумана.
По результатам проведенной экспертизы Аттестационная комиссия принимает решение о присвоении образовательным учреждениям категорий «Базовое профильное образовательное учреждение МГТУ им. Н.Э. Баумана» или «Образовательное учреждение - партнер МГТУ им. Н.Э.Баумана».
Разработанные в ходе аттестации критерии стали ориентирами для совершенствования образовательных учреждений в области профильного обучения. Переход из категории «Образовательное учреждение - партнер МГТУ им. Н.Э.Баумана» в категорию «Базовое профильное образовательное учреждение МГТУ им. Н.Э.Баумана» возможен по представлению аттестационной комиссии на основании экспертных заключений.
Считаем, что такая технология аттестации образовательных учреждений позволяет обеспечить более эффективное взаимодействие, снизить барьер «школа-вуз». На основании результатов добровольной академической аттестации школы получают возможность заключить договор с университетом, а также выбирать для сотрудничества те кафедры и факультеты, которые наиболее интересны ученикам и их родителям. В настоящее время университет сотрудничает с 40 аттестованными базовыми образовательными учреждениями и 32 образовательными учреждениями-партнерами.
Наиболее важными направлениями работы МГТУ им. Н.Э.Баумана с профильными школами мы считаем организацию и проведение профориентационных научно-ознакомительных экскурсий на кафедры, в лаборатории и научные центры МГТУ им. Н.Э.Баумана; разработку и проведение факультативных и элективных курсов для школьников по приоритетным направлениям развития науки и техники; олимпиады школьников «Шаг в будущее» - «Шаг в будущее, Москва», «Профессор Жуковский», «Шаг в будущее. Космонавтика»; организацию и проведение экскурсий в музей МГТУ им. Н.Э.Баумана, на ведущие предприятия-партнеры университета, расположенные в Москве и Московской области; учебно-методическую поддержку и проведение консультаций для руководителей и педагогов; организацию и проведение научно-образовательных школ-лабораторий на базе кафедр МГТУ им. Н.Э.Баумана; ежегодное проведение научно-методической конференции «Пути повышения качества профильного обучения при взаимодействии профильных образовательных учреждений и МГТУ им. Н.Э.Баумана», мастер-классов ведущих ученых университета по актуальным проблемам преподавания физики, математики, организации проектной и исследовательской деятельности в школе по инженерно-техническим направлениям; проведение методических семинаров по вопросам профильного обучения; циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов по актуальным направлениям профильного обучения; участие профессоров и преподавателей университета в мероприятиях профильных школ (родительских собраниях, Дне знаний, праздниках Последнего звонка, выпускных вечерах); организационную и научно-методическую поддержку научных конференций школьников (рецензирование работ, работа в жюри секций, подготовка наград и награждение победителей).

Н.ЗЕЛЕНЦОВА,
начальник отдела взаимодействия с профильными школами
Центра довузовской подготовки МГТУ им. Н.Э.Баумана