О требованиях к метапредметным результатам общего образования есть много литературы. Меньше о том, какое нужно взаимодействие между учебными предметами, чтобы добиться совместного результата - сформированности универсальных учебных действий и умений. Остается за кадром также вопрос и о последовательности их освоения, которая отражала бы закономерности динамики психического развития ребенка. В стандарте о такой последовательности умалчивается. Перечень универсальных учебных действий (УУД), необходимых для освоения, приводится применительно ко всей ступени обучения, без распределения по годам и без указания на этапность их усложнения. Практически вся ответственность за формирование УУД возлагается на урочную деятельность. При этом недостаточно внятно прописана роль в этом деле внеурочной деятельности и социальной практики, не раскрываются механизмы переноса УУД в жизнь. Возникает ложное впечатление, что такой перенос происходит автоматически и не требует специальных усилий. Отметим, что по результатам анализа аналогичного опыта формирования ключевых компетенций в общеобразовательных школах Евросоюза Комиссия по образованию ЕЭК пришла к выводу о том, что только уроков для этого недостаточно, необходимы «деятельностные пробы» на широком социокультурном контексте - обучение ловле живого корма не только в аквариуме, но и в естественном водоеме.
Таким образом, на практике школьный учитель, пытающийся выполнить требования ФГОС к метапредметным результатам, сталкивается как минимум с тремя группами неизвестных: как обеспечить преемственность УУД по горизонтали, по вертикали и по оси «школа - жизнь». Думаем, что это системообразующие в обучении «рыбы плаванию». Известен и успешный опыт заполнения этих осей конкретным содержанием. Это технологии обучения учащихся способам мыследеятельности на основе координирующей роли метапредметных программ, метапредметов, метакурсов (элективных, по выбору), метапредметных уроков, метапредметной темы на уроке, метапредметных заданий, межпредметных проблемных ситуаций, межпредметных и надпредметных проектов (Н.В.Громыко). Может быть, мы тоже к этому придем.
Мы начали с метапредметного языка общения учеников, родителей, педагогов, который ранее использовали лишь по умолчанию, с неоднозначным использованием одних и тех же терминов. Этот язык должен координировать их усилия, стать своим для разных предметов, узнаваемым ими, вплетающимся в ткань специфического, предметного, понятийно-терминологического аппарата. Не хочется повторить ошибку введения в учебный план в свое время предмета «Логика». Он использовал настолько трудно узнаваемые и не востребованные учебными предметами понятия, что предмет фактически оказался инородным телом в содержании образования. Этому способствовала абстрактность, беспредметность логических конструкций.
Задача сетевого ресурса дидактических игр по освоению школьниками универсальных учебных действий - привлечение внимания всех участников образовательного процесса к особенностям нового стандарта; создание нового вектора в их взаимодействии и координации усилий; ориентир для психологически обоснованного выстраивания последовательности освоения УУД; оказание коррекционно-развивающей помощи школьникам, затрудняющимся в освоении УУД (не только посещающим школу, но и находящимся на семейном обучении); самопроверка своей успешности; однозначность понимания конкретных УУД всеми участниками.
Естественно, возникает вопрос: на каком содержании следует выстраивать дидактические игры? В принципе это может быть любой учебный предмет, но это не способствовало бы практике деятельностных проб по переносу осваиваемых УУД в другие предметные области и реальную жизнь. Вероятно, такие игры должны строить на сквозном для всех предметов, интегрированном содержании.
Здесь уместно сказать, что наше образовательное учреждение - школа с углубленным изучением экологии. Экологическим образованием мы занимаемся уже много десятилетий под научным руководством члена-корреспондента РАО, зав. лабораторией экологического образования Института содержания и методов обучения (ИСМО) РАО А.Захлебного. В свое время именно наша школа первой в России организовала школьную экологическую тропу. Но за прошедшее время понимание экологического образования очень изменилось. Это уже не просто биоэкология. Сегодня экологическое образование стало составной (причем базовой!) частью образования для устойчивого развития, естественно-научно-гуманитарной областью знания, интегрированной и сквозной по отношению к содержанию всех учебных предметов. Оно стало выполнять методологические, мировоззренческие и аксиологические функции. Форма его реализации - предусмотренная ФГОС сквозная по отношению к содержанию учебных предметов программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На ее содержании мы и выстроили наш сайт навигатор-успеха.рф. Его можно сравнить с виртуальной экологической тропой в мир экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, обучающей универсальным учебным действиям и проверяющей их.
За основу таких игр была взята программа «Экология учебной деятельности» (1-11-й класс) и рабочие тетради к ней «Учусь учиться» (1-5-й класс), «Учусь общаться» (6-7-й класс), а также методические материалы для учителя и для родителей (автор - профессор ИСМО РАО Е.Дзятковская). Материалы были рекомендованы Министерством образования и науки (письмо Минобрнауки РФ от 09.06.2012 №03-470) для использования при составлении программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Дистанционные задания составлены с учетом типичных проблем школьной адаптации обучающихся на разных ступенях обучения и предназначены для обучения самопомощи при освоении разных групп УУД. Психолого-педагогическая помощь сегодня нужна многим детям. Это прежде всего те, кто переступает школьный порог с недостаточным уровнем зрелости предпосылок учебной деятельности, имеет парциальную недостаточность развития школьнозначимых функций, слабое здоровье или находится в трудной жизненной ситуации. Особо важна такая помощь при инклюзивном образовании. Формирование УУД на уровне третьего вида ориентировки (по П.Гальперину) делает ученика субъектом собственной деятельности, расширяет диапазон его способностей, позволяет преодолевать собственные затруднения. В задания встроен диагностический аппарат - для самопроверки и определения направлений помощи и самопомощи. На этапе начальной школы решают задачи выявления детей с незрелостью таких предпосылок формирования УУД, как низкая дифференцированность восприятия, недостаточная сформированность произвольной сферы, пространственных ориентаций, моторно-пространственных координаций, а также дизрегуляции когнитивных функций. Соответственно предусматривается вариативность развивающих упражнений, например преодоление сенсорной и эмоциональной депривации ребенка как важнейшее условие здорового образа жизни и проектирования экологически безопасной среды. Учащимся (самостоятельно и вместе с родителями) предлагают потренировать возможности органов чувств, поэкспериментировать не с предметами, а со звуками, цветом, формами, поверхностями, движениями, эмоциями, их многообразием.
Компенсирующая помощь учащимся опирается на психологически обоснованную последовательность формирования способов мыследеятельности, например, иногда за трудностями анализа стоит несформированность базового умения выделять признаки. Поэтому не случайно практически весь первый год обучения посвящен развитию разномодального дифференцированного восприятия, наращиванию словарного запаса его описания, межанализаторных связей как непременного условия созревания слабого звена с опорой на сильное.
В игровых заданиях моделируют и проблемные жизненные ситуации - поле деятельностных проб экологически безопасных решений и действий. Спектр таких ситуаций разработан на основе проблем экологии человека (экология человека в городской, школьной, информационной среде, экология отношений, в том числе гендерных). Все ситуации, в которых востребуют разные УУД, подразделяются на группы: учусь экологическому мышлению; учусь управлять собой; учусь действовать. Эти направления располагают огромными возможностями проверки, доразвития, закрепления, переноса и применения практически всех групп УУД; познания своих индивидуальных сильных и слабых сторон; освоения и применения приемов организации успешной учебы, способов совладания со стрессами, предупреждения состояний дезадаптации, закладываются основы здоровьесберегающей учебной культуры, формирование которой предусматривается программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
В каждом разделе сайта размещают игры, разработанные нашими учителями или партнерами, творческие задания или тренинги, которые могут помочь ребенку добиться успеха в учении. Это игры, ребусы, кроссворды, соревнования. Использовать игры можно на уроке, дома, при любых формах обучения. В создании игр приняли участие учителя начальной школы, математики, географии, экологии, английского языка, психолог школы.
Сайт находится в стадии пополнения и развития. В перспективе мы планируем выйти на навигатор по созданию персональной здоровьесберегающей образовательной среды; усилить семейное экологическое воспитание ребенка и его родителей; обеспечить комплексность формирования здоровьесберегающей учебной культуры. Отметим, что учебная культура - понятие индивидуальное (в отличие от культуры учебного труда, которая определяется развитием науки, экономики, культуры). Думаем, что ее освоение - главный ключик к научению наших «рыбок» самостоятельному плаванию. В перспективе также усиление направленности сайта на расширение адаптационных ресурсов саморегуляции школьника за счет: овладения разными вариантами выполнения одного и того же учебного действия, умения пользоваться разными познавательными стратегиями, экспериментировать со способами, формами, средствами учения (в роли «автодидакта») и т. д.
Что дают такие дистанционные игры?
Для психолога это существенная экономия времени на проведение диагностики учащихся и коррекционной работы, расширение охвата учащихся, систематизация такой работы, стандартизация формы представления результатов (программа электронной обработки).
Для ребенка добавление уверенности в своих силах, создание ситуации успеха, самопомощь, экономия времени, уменьшение потребности в дополнительных занятиях.
Для учителя обратная связь с учениками и их родителями, возможность целенаправленной коррекции учебного процесса, координация работы с другими учителями и психологом по горизонтали, по вертикали, повышение функциональности образования («школа - жизнь»). Педагог в свою очередь поощряет мотивацию к учению в виртуальной среде не только с помощью выставления отметок, но и дополнительного комментария к выполненному заданию, выдачей сертификата участника дистанционного обучения для создания портфолио (оценка достижений обучающегося).
Большие перспективы видим здесь и для дистанционного обучения. В нашей школе в 2013-2014 учебном году более 200 детей использовали форму семейного или очно-заочного обучения (почти половина всех учащихся школы). Среди них большое число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработанные нами дистанционные игры есть в виртуальных образовательных средах, которые базируются на платформе (программном продукте-оболочке) MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Игры размещены в сети Интернет, поэтому их могут использовать для учебы и работы любые посетители. Некоторые наиболее интересные игры отмечены посетителями пятью звездочками. Это «Учимся развивать осязание» (для 1-го класса), «Учимся управлять собой» (правила поведения на природе для 2-го класса), «Условия успешной учебы и здоровья» (для 4-5-го класса), безопасность в Интернете, правила чата и безопасность средств общения (для 5-7-го класса). Всех заинтересовавшихся приглашаем к нам в гости! Заранее благодарны за отклики и пожелания. Давайте учиться плавать вместе!

Ирина ШАХУРИНА, директор,
Лариса ИВАНОВА, заместитель директора, школа №446