Актуально использование в школе геоинформационных технологий в рамках работы школьных лабораторий «Планета СКАНЭКС» производства инженерно-технологического центра СканЭкс (www.scanex.ru). С использованием информации, представленной на космических снимках Земли, можно изучать различные природные объекты: реки, горные системы, моря, акватории крупных водоемов, космические снимки позволяют наблюдать и исследовать, например, смену времен года. Работать с такими программами приема и обработки космических изображений должны научиться учителя и учащиеся.
Использование геоинформационных технологий при работе над учебными проектами формирует у школьников умение ориентироваться в огромном потоке информации, воспитывает умение прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения. Геоинформационные технологии позволяют значительно расширить возможности для исследования процессов, происходящих на нашей планете, решения проблем комплексного изучения, освоения и рационального использования природных ресурсов, учиться прогнозировать изменения окружающей среды.
Мы твердо уверены - будущих инженеров надо готовить уже в школе. Наши ученики теперь могут разрабатывать и исследовать виртуальные макеты космических конструкций, имитируя их реальное и виртуальное поведение, экспериментировать с конструкциями в интерактивной среде с иммерсионным эффектом «погружения в космическую реальность». Есть возможность посмотреть, разобрать на составляющие готовые модели реальных космических кораблей и спутников. Результат можно вывести на печать и получить готовую реальную модель - эти возможности 3D-моделирования и цифрового макетирования от PTC нашей школе предоставила компания Pro| TECHNOLOGIES. Простота доступа и интуитивная понятность визуальных представлений моделируемого объекта помогают расширять использование цифровой информации.
В настоящее время школьники заняты исследованием физических характеристик известных моделей скафандров космонавтов, следующим шагом станет разработка виртуального макета, может быть, новая модель скафандра будет предложена юным инженером нашей школы.
С большим интересом проходят занятия по проекту «Пилотируемая космонавтика», их задача - сформировать у школьников представления о множестве путей развития космической техники, показать в процессе занятий альтернативные варианты развития космонавтики и космической техники на примере нереализованных технических проектов, ознакомить с «космическими» профессиями.
Сегодня активно развивающимся направлением подготовки будущих исследователей космических объектов стала космическая биология. Это направление должно составить основу космического природоведения и природопользования. На занятиях с учениками, посвященных космической биологии, рассматривают такие проблемы, как отсутствие влияния на организм силы тяжести, возможность существования организмов в вакууме, влияние изменений газовой среды на развитие растительных и животных организмов.
Еще одно важное направление работы космического учебного центра - популяризация достижений отечественной космонавтики, например, учащиеся 8-го класса участвовали в проекте «Эксперимент в космосе», который был организован отделом астрономии и космонавтики МГДД(ю)Т. В ближайшем будущем мы планируем провести факультативные занятия для учащихся школы по астрономии, аэрокосмическому мониторингу, дистанционному зондированию и геоинформатике, а также встречи с космонавтами и другими представителями космических профессий.
Опрос учащихся 3-7-х классов школы показал высокий уровень мотивации к изучению тем, связанных с космическими объектами, явлениями и технологиями. 22% учеников школы, ответивших на вопросы анкеты, мечтают стать космонавтами, 88% знают, что первый космонавт Земли Юрий Гагарин, а первый человек, вступивший на Луну, - астронавт Нил Армстронг (правильных ответов 51%), почти 92% опрошенных известно, что МКС - это Международная космическая станция, 41,67% школьников знают, что первый спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года.
Чего же не знают школьники? К сожалению, они недостаточно ориентируются в планетах солнечной системы, так как предмета «Астрономия» нет в школьной программе. Молодое поколение сталкивается с недостатком информации о космическом пространстве, результатах и перспективах развития космических исследований, те же, что размещены в свободном доступе, как правило, не адаптированы для использования в качестве учебного материала. Данные, которые, случается, удовлетворяют любопытство школьников, чаще всего некорректны с точки зрения качества учебной информации.
Таким образом, возникает необходимость развития системы регулярного электронного обучения с опорой на современные научные знания о космосе и способы отображения учебной информации. В настоящее время идет работа по созданию электронных обучающих программ для младших классов, рассказывающих о космосе, иных планетах и космических кораблях, о космонавтах, которые уже побывали в космосе, о будущем космонавтики. Учебно-методические материалы, используемые в нашем программном комплексе, представлены в виде графических рисунков, фотографий, схем и блоков текстовой информации. Основная часть информации получена из открытых интернет-источников - отчетных документов различных организаций, занимающихся исследованиями космических объектов.
В условиях современного этапа развития образования очень важно использовать наиболее перспективные технологии. Одна из главных задач - ориентация образовательного процесса на применение специализированных программных систем и глобальный информационный ресурс среди всех возрастных и социальных групп населения. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной успешно реализовать себя в профессиональной деятельности.

Татьяна РОДИОНОВА, директор,
Марина КНЯЗЕВА, школа №354 им. Д.М.Карбышева