Казалось бы, игра всегда занимала большое место при организации образовательного процесса в детском саду, но почему-то образовательные задачи решались преимущественно на специально организованных занятиях, пусть даже проводимых в игровой форме. Мы же хотим поделиться опытом решения образовательных задач в уже возникшей детской сюжетно-ролевой игре, которая создает максимально благоприятную ситуацию развития ребенка, потому что здесь, как нигде, ребенок осваивает различные социальные роли, учится бесконфликтному общению, максимально развивается.
В детской игре воспитателю принадлежит важная роль. В силу отсутствия у детей достаточного жизненного опыта педагог призван помогать детям в развитии сюжета, создавая интересные проблемные ситуации, обогащая личный опыт детей, эмоционально вовлекая их в игровую деятельность. Именно так играют с детьми воспитатели «Золотого петушка». Они стараются идти за детской инициативой, поощрять самостоятельность детей, удовлетворять в игре их природную любознательность. Учатся этому педагоги на различных методических мероприятиях, которые систематически организуются в детском саду. Здесь воспитатели не слушают лекции о том, как надо организовывать игры, а играют, как самые настоящие дети, распределяя между собой роли. Приходя в свои группы после таких «взрослых» игр, воспитатели с творческим энтузиазмом начинают играть с детьми, по-новому осознавая свою педагогическую миссию в этом увлекательном процессе. Педагоги знают, что важно органично и деликатно входить в детскую игру, не разрушая задумок детей, не навязывая своего сценария, но при этом решать поставленные образовательные задачи. Например, играя с детьми в супермаркет, воспитатель, взяв на себя одну из ролей, акцентирует внимание детей на форме, цвете, размере «покупаемых» предметов, решая задачи развития сенсорных способностей. А во время игры в салон красоты дети с удовольствием сравнивают между собой предметы, находят общие и отличительные признаки, классифицируют, дифференцируют - все это развивает важные мыслительные процессы, формирует способность устанавливать причинно-следственные связи, анализировать происходящее. На самом деле образовательные задачи можно решать в любой сюжетно-ролевой игре, и воспитатели «Золотого петушка» охотно этим пользуются, применяя все новые и новые педагогические хитрости. Практика показывает, что дошкольники, имеющие большой игровой опыт, легче справляются с проблемными ситуациями, лучше ориентируются в новых условиях и в целом более социализированы и успешны. Важно, чтобы игра в детском саду становилась образовательным процессом, а воспитатели владели большим арсеналом педагогических методов и приемов развития игровой деятельности, а главное - сами умели играть.

Е.В.КУРСОВА, заместитель заведующей Каскаринским детским садом «Золотой петушок»