- Современная школа - это то место, куда хочется приходить и детям, и родителям, где с нетерпением и искренней радостью ждут учеников и не мыслят без них своей жизни. Это же с уверенностью готов сказать и о современном детском саде, и о колледже, и о вузе, и о центре дополнительного образования.
Только в таких условиях каждый сможет раскрыться и проявить себя, найти увлечения и близких по духу людей, чувствовать себя как дома и желать вновь возвращаться. Причем и ребенок, и взрослый. Почему? Потому что интересно. Потому что все получается.
Сейчас достаточно часто можно встретить детей, которые испытывают стеснение, но при этом очень хотят, чтобы их заметили. А мы порой, забывая свое детство, свою юность, не можем не только понять их, но и увидеть. Они в свою очередь перестают понимать нас. Порой лучше пренебречь назидательным руководством и неоправданной опекой и обратиться к ребенку с дружеским советом.
Нам родители доверяют самое дорогое, что у них есть, - своих детей. Их волнует, как ребенок будет учиться, самореализовываться, как сложатся его взаимоотношения с учителями, сверстниками, насколько учение для него окажется радостным и полезным. От нас зависит, как родители будут относиться к школе, к нашей работе и профессии.
- Вы сказали, что дети должны чувствовать себя в школе как дома. Как вы считаете, тюменским школам это удается?
- Благодаря поддержке правительства области в школах Тюменской области обновлены технологии, созданы современные условия.
Сегодня большое внимание мы уделяем формированию интересной и развивающей образовательной среды. Например, реализуя проект обновления жизни образовательного учреждения, мы не просто совместно с детьми, педагогами, родителями создаем комфортную обстановку. Мы сплотили коллективы, сформировали командный дух, придав все большую уверенность в своих силах каждому участнику этого дела.
В крупном центральном учреждении или в сельских на периферии - всюду должны ощущаться радость жизни, успех детей и атмосфера творчества. Я отдаю отчет в том, что мы только начинаем погружаться в эту тему, но чем больше будет таких примеров, тем больше счастливых детей и подростков мы сможем видеть.
Самое важное - нас поддерживают и педагоги, и родители. В школах, детских садах радуют глаз развивающие стенды, сделанные руками учителей, самих детей и взрослых. Даже стены «заговорили» о дружбе, увлечениях, новых успехах и победах отдельных учащихся и классных коллективов. Даже доска объявлений может стать интересной ребенку и родителю, если на ней будет не унылый «печальный» текст, а буйство красок и иллюстраций, фотографий о реальных школьных буднях и о событиях и праздниках в кругу семьи.
Призывать наше сообщество к креативу и позитивному настрою не приходится, но вернуть формы совместной работы, неустаревающие технологии коллективных творческих дел стоит.
- А сегодня педагоги, дети и родители уже единомышленники?
- Уверен, что это явление обязательно станет нормой. В этом и секрет успешности. Сегодня мы обладаем бесценным ресурсом - у нас появляется замотивированное родительское сообщество. Школьная среда существенно продвинулась в применении более душевных и человечных технологий взаимодействия.
Меня искренне радует, что практически все реализуемые проекты проходят при участии наших родителей. Это настоящая армия активных жителей области, которые хотят сделать жизнь детей и в школе, и за ее пределами не менее комфортной, чем в собственном доме. Мы стремимся сделать школу открытой. Реализуем проекты, которые помогают родителям более глубоко понять и принять учебный процесс. И мне приятно отметить, что сегодня родители охотно погружаются вместе с нами в детство. Мы устраиваем областные родительские форумы и собрания, организовываем тематические клубы. То есть используем все интерактивные формы, которые помогают стать максимально ближе и к детям, и к школе.
Сегодня родители должны знать, что мы готовы учитывать их пожелания. Организуем школьные мероприятия с учетом рабочего графика родителей. Привлекаем без давления, даем понять родителям, что их участие - это вовсе не напрягающий, а, наоборот, взаимообогащающий процесс.
Идея совместного творчества и соучастия как основные формы известны с давних пор. Считаю, что если хочешь приблизиться к ребенку, не испугать и не оттолкнуть его в самый нужный и важный момент, часто достаточно лишь сбросить с себя нажитую взрослость.
Словом, сотворчество взрослых и детей - это и источник, и условия, и результат.
- Современное общество требует от учительства поиска новых форм работы. Как продвигается в этом направлении тюменское образование?
- Действительно, сегодня время не позволяет стоять на месте. Чтобы двигаться вперед, необходимо постоянно учиться, профессионально расти.
Основная педагогическая задача не изменилась. Мы по-прежнему должны подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Никакие методики не могут в полной мере заменить опыта знакомства ребенка с реальной жизнью и отдельными ее аспектами.
В этом суть призвания педагога - быть как можно ближе к детям, оказывать своевременную помощь и поддержку. При этом мы не подменяем и не отменяем необходимость качественной предметной и методической подкованности педагогов. Как и прежде, они должны быть сильными предметниками, чуткими социальными педагогами, активными классными руководителями, добрыми воспитателями, мастерами-профессионалами своего дела. Эти характеристики вечны и вне времени.
В течение этого учебного года в практике нашей работы успешно закрепилась такая форма, как проведение единых методических дней и даже недель для всей области. Такие встречи - всегда яркий интеллектуальный мозговой штурм. Проводимая масштабная методическая работа позволяет педагогам проанализировать не только освоение предметных знаний и умений обучающихся, но и собственную профессиональную практику.
Педагоги совместно обсуждают эффективные методы обучения, делятся опытом, ищут новые формы взаимодействия с родителями. Такое методическое сотрудничество взаимно обогащает коллективы, позволяет быстрее продвигаться в решении поставленных задач. Рассмотренные и выработанные проекты и предложения становятся ключевыми в работе каждого педагога.
Работа должна строиться в целях обогащения друг друга. То, что это по силам нашим педагогам, доказала предыдущая августовская конференция. В ходе методических дней педагогическое сообщество продемонстрировало умение работать в команде и слышать друг друга. Возможно, не всегда удается правильно подать идею, но с ее воплощением проблем точно нет. Мы способны и к педагогической рефлексии, и к обобщению, и к взаимодействию.
Я бы позволил себе сказать, что педагоги всегда жаждут профессионального общения, обмена опытом, обсуждения своих находок и идей. Им важно постоянно получать обратную связь.
- Сегодня все чаще и в педагогической практике, и в вопросах современного управления говорят о проектной деятельности. В чем, на ваш взгляд, эффективность такой работы?
- Сегодняшние дети - это уже другое поколение. Вокруг них много информации, поэтому в современной школе учитель не является единственным источником получения знаний. Но дети порой не умеют их использовать, анализировать, структурировать, выделять главное, то есть не владеют элементарными навыками проектной и исследовательской деятельности.
Для того чтобы ученик воспринимал знания как жизненно необходимые, требуется погружение в проблему, решение которой позволит получить реальный и ощутимый результат.
Именно проектную деятельность мы видим тем средством, которое не только аккумулирует ресурсы, но и объединяет все заинтересованные стороны. Успешная практика проведения крупных общеобластных проектов «Большая перемена», «Жизнь без преград» вдохновила нас на доработку структуры государственной программы «Развитие образования и науки в Тюменской области».
Сегодня реализация проектов - неотъемлемая ее часть. Проекты носят сквозной, межуровневый характер, позволяют структурировать и синхронизировать процессы, увлекают всех, не оставляют равнодушными.
Результат работы заключается в открытости, сплоченности, что позволяет успешно решать задачи отраслевой программы. Мы открыты друг другу.
- Успешная деятельность школы во многом зависит от того, кто ею управляет. Кто он, успешный руководитель современной школы?
- Школа - это корабль, директор - капитан корабля, а учителя - команда. Чтобы не сбиться с курса, необходимо иметь цель. И нужно организовать единый сплоченный коллектив, который понимал бы свои цели и задачи. Задача руководителя - видеть конечный результат и сделать его личным делом каждого члена команды, педагогического коллектива.
Именно директор является ключевой фигурой, создающей условия для работы, формирующей коллектив единомышленников. Сегодня нужны динамичные, компетентные и активные лидеры, создающие ситуацию успеха каждому педагогу, ориентированные на достижение результатов у каждого обучающегося, способные объединять и координировать коллектив в продуктивном сотрудничестве. Успеху учреждения, а соответственно и руководителя, способствует не откладывание на потом решительного старта.
Но эффективный и успешный руководитель должен не только обладать стратегическим мышлением, но и изнутри знать учебный процесс, быть компетентным в вопросах методического и психолого-педагогического сопровождения, составления учебных планов и программ, повышения квалификации.
Для развития школы необходимо и грамотное, умелое владение директора новыми технологиями. Только когда директор на собственном опыте продемонстрирует, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий каждым членом коллектива. Несомненно, здесь не обойтись без личного примера.
Прекрасный руководитель, не любящий людей, не может управлять школой. В Год культуры позволю себе воспроизвести достаточно известный афоризм о том, что культура человека - это не роль, которую он играет, а свет его истинной сути, который он излучает во всем, что делает.
Именно этот посыл, я считаю, сегодня должен быть руководством к действию для самоорганизации и саморазвития руководителя, претендующего на современность и востребованность.
- Так кем в первую очередь должен быть директор: менеджером или учителем учителей?
- Нам, конечно, было бы удобнее видеть в директорах учреждений компетентных менеджеров. Но если мы говорим о той современной школе, с которой был начат наш разговор, то без педагогической составляющей не обойтись. Чтобы позволить руководителям в большей степени оставаться педагогами, менеджерские компетенции должны восполняться и в определенной степени компенсироваться органами управления образованием разного уровня.
Мы дорожим тем, что все наши директора сегодня педагоги, авторитеты в своих коллективах и открыты для всего сообщества. Директор должен в лицо знать детей, родителей, знать, чем живут отдельные классы. Директор должен быть непосредственным участником всех мероприятий в учреждении. Знать увлечения педагогов, их трудности и успехи.
Вообще сегодня быть руководителем образовательного учреждения существенно сложнее, чем руководителем современного бизнеса: и задач не в пример больше, и, главное, нет права на ошибку.
Сегодня директора обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений - от поиска путей повышения качества образования до перспективного развития и грамотного оснащения учебного заведения. Именно сочетанием этих качеств, бесспорно, должен обладать руководитель.
- Новый 2014-2015 учебный год: «уроки на завтра» уже готовы?
- Подведение итогов каждого прожитого учебного года, честный самоанализ бесценны, а потому мы всегда должны очень качественно и ответственно подходить к выполнению «домашнего задания», чтобы перед новым учебным стартом быть максимально готовыми к решению поставленных задач.
Первое сентября в Тюменской области никого не застанет врасплох. Педагоги вступают в новый учебный год с готовыми идеями, наработками, полностью соответствующими приоритетам развития региональной системы образования. Содержание проектов государственной программы Тюменской области - это результат наших последовательных осмысленных действий по определению ориентиров развития современного тюменского образования. Мы реально оцениваем ситуацию и понимаем, куда мы идем.
И нам вместе предстоит приложить максимум усилий, чтобы решить все поставленные перед нами задачи. Зная наш потенциал, в том числе способность объединиться для достижения поставленной цели, нет сомнений в качественном конечном результате!
Хочу всех поздравить с новым учебным годом, успехов и исполнения творческих планов и замыслов!