- Быть лидером - это большая ответственность и результат серьезной работы команды профессионалов. Мы гордимся тем, что наш регион всегда находился под управлением талантливых и дальновидных руководителей, которым всегда хватало профессионализма работать на опережение, быть впереди на несколько шагов.
Главными факторами успеха я назвала бы сплоченность и единение людей, стремящихся к общим целям и разделяющих ответственность за их достижение.
Эти характеристики в полной мере присущи и нашей системе образования. На протяжении нескольких лет она демонстрирует мобильность, работоспособность, может выполнять задачи фундаментального характера, приводящие к качественным изменениям.
Но мы не обольщаемся, не гонимся за титулами, не навязываем свое видение отрасли. И это общая черта тюменского характера.
Мы смогли показать, что даже такая мощная социальная система, как образование, может продвигаться более быстро и более качественно, определяя наиболее эффективные точки роста.
Наша цель - продвижение к новой модели образования - грамотное, оперативное, эффективное управление.
И это сегодня дается не столько весомым финансовым и материально-техническим обеспечением, которое есть у нас в регионе, сколько людьми - управленцами, директорами, учителями, союзом с родителями, взаимопониманием с детьми.
- По вашему мнению, в чем секрет эффективного управления?
- Мы работаем на результат, инициируем новаторские подходы не только к отраслевому администрированию, но и дальнейшему развитию всей отрасли. Необходимо ставить цели, которые важны не только сегодня, но и станут еще более важными завтра, и находить пути их достижения. Эффективность управления сегодня во многом зависит от опережающего развития, быстрого реагирования на любые изменения, от комплексного подхода к решению ключевых отраслевых задач.
Мы отошли от целевых установок по уровням образования, определили единые по содержанию межведомственные задачи, которые реализуем совместно на всех уровнях образования: дошкольном, общем, профессиональном, обеспечивая тем самым комплексный взгляд на проблемы, избегая узкоотраслевых подходов.
И главное для нас - это не развитие системы ради себя самой, не процесс ради процесса, а достижение результата, ожидаемого обществом. Самолюбование не для нас, мы живем ради успехов наших учеников и педагогов, ради будущего Тюменской области, которое создаем вместе.
- Что вас волнует как руководителя социальной сферы в части системы образования?
- Меня волнуют вопросы достаточно широкого круга. Это не только совершенствование системы образования как таковой, но и развитие социального благополучия каждого и повышение культурного уровня населения в целом.
Я достаточно часто посещаю образовательные учреждения и общаюсь с директорами, педагогами, молодыми учителями. Для меня очень важно, чтобы человек не стремился уйти только в свой предмет. Наоборот, пусть у него будут увлечения, интересы. Я думаю, что даже общее представление о тех или иных вопросах может говорить о широком кругозоре человека. А разносторонний, интересующийся педагог всегда будет интересен своему ученику.
Современная жизнь детей, школьников, студентов очень изменилась, она стала более насыщенной, более быстрой. Поэтому должен быть многообразен арсенал нашего педагогического и управленческого профессионализма, наборы тех компетенций, которые бы помогали нам двигаться вместе и успевать за подрастающим поколением.
Я подчас говорю с педагогами о простых вещах, не свойственных привычным учительским будням. Сегодня педагог может проиграть современному школьнику как раз в том, что не всегда выходит за рамки своего предмета и сложившихся стереотипов.
- Каковы приоритеты региональной системы образования?
- Наряду с уже давно сформулированными приоритетами, такими как доступность, качество, открытость образования и воспитания, сегодня задача - вовремя разглядеть, не пропустить и раскрыть талант каждого ребенка.
Ведь если в последние годы особое внимание уделялось совершенствованию материальной базы, строительству и ремонту детских садов и школ, то сегодня точки роста связаны с созданием интересной и развивающей среды, в которой мы сможем культивировать успешное развитие и социализацию юных тюменцев.
Для этого уже сегодня готовим к самостоятельности и дошкольника, и школьника, и студента, формируем будущих родителей.
А их успехи - это новые победы и достижения региона в целом. На сегодняшний день в Тюменской области в региональную базу данных талантливой молодежи входят более пяти тысяч человек. Ежегодно тюменская молодежь радует нас результатами всероссийских и международных конкурсов, олимпиад и соревнований по различным направлениям.
Конечно, не снимаются с повестки вопросы поиска и поддержки талантливых педагогов и управленцев, поскольку именно они определяют уровень успешности и эффективности всей системы.
- Сегодня нечасто встретишь человека, который жаждет стать педагогом, выбирает этот достойный, хотя порой и тернистый путь. Какие сегодня учителя нужны тюменским школам? Какие меры принимает власть, чтобы привлечь молодых специалистов в школу?
- Тюменским школам необходимы активные, современно мыслящие учителя. За последнее время в регионе уже многое сделано, для того чтобы не только опытные, но и молодые учителя оставались в школах, а выпускники педагогических вузов туда стремились.
Заметно увеличивается зарплата учителя.
Беспрецедентными можно назвать реализованные в Тюменской области меры по улучшению жилищных условий педагогов. За счет областного бюджета более чем 1200 педагогам-стажистам на приобретение жилья предоставлены безвозмездные субсидии и льготные займы под один процент годовых. Начинающим педагогам оплачивается аренда жилья - эту компенсацию получают более девятисот специалистов. Также влияет на выбор молодых специалистов льготная ипотека - данной программой воспользовались более ста учителей. Кроме того, работники сферы образования могут улучшить жилищные условия за счет выделения служебных благоустроенных квартир из муниципального жилищного фонда. В течение последних трех лет доля педагогов, нуждающихся в жилье, снизилась более чем в два раза.
Все это делается для того, чтобы максимально раскрепостить и воодушевить педагога на творчество, искреннюю сопричастность к развитию детей, желание вместе узнавать новое, учиться от них любознательности и фантазии. Бытовые вопросы должны волновать все меньше и меньше. Пусть внимание будет сосредоточено на детях.
- Мало привлечь - надо еще удержать?
- По-настоящему талантливого учителя и, что важно, любящего детей в школе ничем удерживать не надо. Он в любых условиях работал и работает с душой. К счастью, сегодня таких профессионалов среди педагогов становится все больше!
- Современный учитель. Какими качествами, по вашему мнению, он должен обладать сегодня?
- Учитель - ключевая фигура. Созданные сегодня условия позволяют многое реализовать, помогают в творческой работе, способствуют профессиональному росту.
Его роль меняется, но остается по-прежнему сложной, особенно в условиях современной школы. Новые федеральные стандарты призывают сделать школу адекватной времени. Поэтому время заставляет учителя постоянно работать над собой, ставить новые цели и задачи. Помогает в этом свежий взгляд со стороны, обмен опытом, умение совместными усилиями творить позитивное образовательное пространство.
Сегодня велик престиж образования в разных его проявлениях. И если в этих условиях педагог будет отставать от предъявляемых к нему требований, не владеть компетенциями, вряд ли с таким отношением возможна эффективная и добросовестная работа всей системы образования. Я не сомневаюсь, что опыт нашего региона и профессионализм тюменского педагогического сообщества позволит и дальше решать вопросы эффективно и комплексно. Работать на качество - работать вместе!
- Все ли, что было запланировано, удалось воплотить сегодня?
- Я очень рада, что все эти годы наша система образования под руководством правительства Тюменской области, нашего губернатора Владимира Владимировича Якушева очень успешно развивалась и многого добилась. Всегда очень важно просчитывать траекторию развития, чувствовать точки потенциального роста.
Система образования - важный фактор социального развития общества, поэтому особое внимание наш губернатор обращает именно на вкладывание инвестиций в человеческий капитал.
Сегодня все эти ресурсы задействованы в работе системы образования. Педагогические коллективы стабильные, работоспособные, высококвалифицированные. Мы подошли к такому, отчасти историческому моменту, когда многое сделано на всех уровнях системы образования. У нас в регионе современные образовательные учреждения, слаженно и эффективно работает система профобразования.
Убеждена, что в Тюменской области любой человек, желающий получить образование и стать востребованным специалистом, может найти абсолютно все для раскрытия себя. Все материальные предпосылки, интеллектуальные и организационные возможности у нас для этого есть.
- Чего вы ждете от нового 2014-2015 учебного года?
- Ждать не будем. Будем продолжать работать, действовать, решать те задачи, которые ставит перед нами современная жизнь, наши дети, экономика региона. Их решение требует консолидации педагогического сообщества и большой работы каждого из нас. Необходимо и дальше совершенствовать систему образования, содержание и технологии обучения, активно привлекая в этот процесс всех заинтересованных лиц: детей, педагогов, родителей, общественность.
Продолжаю быть уверена в том, что каждое образовательное учреждение Тюменской области работает над своим уровнем, стремится быть лучше и современнее. Всю жизнь школа только тогда жила, когда работала не ради показателей, а во имя рождения содружества педагогов, детей и родителей.
Так повелось, что еще со времен моей работы в школе каждый педагог задолго до начала учебного года знал, как начнет, проживет предстоящий год и чем его закончит. Сегодня мы смотрим гораздо дальше - минимум на десять лет. Это отнюдь не издержки педагогической профессии, а во многом смысл учительского призвания - вести ребенка по дороге знаний сможет тот учитель, который сам знает, чего хочет и каких результатов готов вместе с ним добиться.
- Что вы хотите пожелать педагогам?
- Хочу пожелать всем хорошего старта в новом учебном году, высочайших амбиций, поскольку все передовое человечество бьется над тем, чтобы обеспечивать более качественное образование.
Мне очень хочется, чтобы новый учебный год дал всем руководителям и каждому педагогу импульс нового осмысления своей профессии как очень важной и нужной современному обществу. Хочу пожелать всем творческого успеха, здоровья, ходить на работу с хорошим настроением, находить к каждому воспитаннику индивидуальный подход, хотя это не всегда легко, стараться проявлять изобретательность и творчество. А в первую очередь по-настоящему любить детей, разбудить в каждом ребенке творческую личность и почаще вспоминать, как сами были детьми.
Пусть предстоящий учебный год будет успешным, ознаменуется победами учеников, большей организованностью и пониманием наших общих целей. Любите своих учеников и воспитанников, любите жизнь и свою профессию. Я вижу, что тюменское педагогическое сообщество относится к своему призванию именно с такими чувствами, но я верю и в то, что наши резервы в любви и совершенствовании не исчерпаны.
Успехов в новом учебном году!