Большой вклад в развитие сибирской школы внесли такие талантливые личности, как Иван Павлович Менделеев и Петр Павлович Ершов. Они были руководителями Тобольской мужской гимназии и служили примером высокой нравственности и творческого подхода к обучению и воспитанию гимназистов.
Неоценимую роль в развитии образования края сыграли ссыльные декабристы. Результатом их деятельности стало открытие народных школ в Ялуторовске. Иван Дмитриевич Якушкин внедрял новые методики обучения, разрабатывал учебно-наглядные материалы, таблицы, учебные пособия по русскому языку, истории, географии, ботанике. Позднее эти педагогические приемы получили поддержку и широкое распространение и в других российских школах.
После Октябрьской революции главными задачами стали ликвидация безграмотности населения, введение бесплатного обязательного общего и политехнического образования, подготовка квалифицированных кадров для народного хозяйства и сферы культуры.
Внутренний духовный стержень сибирского учительства продолжал быть основой профессиональной деятельности работников народного образования. Именно это помогло в короткий срок преодолеть такое тяжелое наследие Гражданской войны, как детская беспризорность и преступность. В это же время в Тюменском крае зародилась и высшая педагогическая школа - институты в Тюмени и Тобольске.
Серьезному экзамену на выживание подвергла школу Великая Отечественная война. Школа перестроила учебно-воспитательную работу в соответствии с требованиями «Все для фронта! Все для победы!». Коллективы школ и детских домов Тюмени, Ишима, Заводоуковска, Ялуторовска, Голышмановского, Упоровского районов приняли детей из блокадного Ленинграда. Многие из ушедших на фронт педагогов погибли или пропали без вести на полях сражений. Высшей воинской награды - звания Героя Советского Союза - удостоены восемь учителей Тюменской области, именами которых названы сегодня школы.
14 августа 1944 года образована Тюменская область, которой суждено было стать крупнейшим промышленным комплексом России. В это же время создан отдел народного образования, первым заведующим был назначен Сергей Григорьевич Казанцев.
В послевоенный период в Тюменской области, как и по всей стране, осуществлялся переход к всеобщему образованию. Была расширена подготовка новых кадров преподавателей в педагогических училищах и вузах.
Новый качественный этап развития системы образования Тюменской области во второй половине ХХ века был во многом обусловлен открытием и освоением крупнейших месторождений нефти и газа. В области сформировалась сеть образовательных учреждений различных видов и типов, которая полностью удовлетворяла потребности населения в образовании. К началу 80-х годов в школах области сложился и окреп стабильный, квалифицированный, дееспособный учительский корпус, к началу 90-х появились новые типы школ: гимназии, лицеи, открылись негосударственные образовательные учреждения.
Развитие промышленности стимулировало динамичный рост профессионального образования. Таким образом, к концу ХХ века в Тюменской области сложилась единая комплексная система образования, которая в полной мере удовлетворяет образовательные потребности жителей территории и обеспечивает регион кадрами различных направлений уровней квалификации.
Особенностью первых лет ХХI века стала комплексная модернизация региональной образовательной системы, обусловленная сложившимися социально-экономическими условиями. Тюменские учителя сумели стать первопроходцами по многим направлениям модернизации образования. Духовные традиции, заложенные первыми сибирскими учителями, развиваются и сегодня. Тюменские педагоги несут в себе лучшие образцы отечественной школы, которые проявляются в сочетании новаторской инициативы и соблюдении приоритета духовно-нравственного воспитания в педагогической деятельности.
Особенно ярко эти традиции проявляются в среде педагогических династий. Сделать труд учителя главной семейной традицией - это уже доказательство высоких духовных качеств человека. Сейчас в системе образования Тюменской области работает около 100 педагогических династий, включающих в себя более тысячи человек. Некоторые из них берут начало с ХVIII века. В числе старейших учительских династий выделяется династия Знаменских. Педагогический стаж этой династии составляет более 600 лет. Но и это не рекорд, - например, общий педагогический стаж династии Евсеевых - Кучковых - Ларионовых составляет более 1000 лет. Династий, имеющих учителей в 5 и более поколениях и общий стаж от 150 до 900 лет, конечно, не так уж много. Поэтому достоин уважения и почета каждый педагог, добросовестно работающий на своем месте, обладающий педагогическим тактом и способностью донести до детей необходимые для жизни знания и лучшие устремления.