Подчеркну, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Содержание обучения
Содержание программы учебного предмета (136 ч.)
Механика (22 ч.)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел, для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации.
Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел  в вакууме и в воздухе. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход кинетической энергии в потенциальную.
Лабораторные работы и опыты.
Изучение равноускоренного движения. Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости. Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика (22 ч.)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса.
Демонстрации.
Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы.
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
 Электродинамика (36 ч.)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.  Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы.
Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.
Электрический ток в различных средах.
Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Явление электромагнитной индукции.
Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Демонстрации.
Электрометр. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука.
Лабораторные работы и опыты.
 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.  Наблюдение действия магнитного поля на ток.  Изучение явления электромагнитной индукции.
Колебания и волны (10 ч.)
Электромагнитные колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Демонстрации.
Колебательный контур. Генератор. Линии электропередач. Трансформатор. Радиопередатчик. Радиоприемник. Детектор. Модулятор. Поперечность электромагнитных волн. Преломление электромагнитных волн.
Лабораторные работы и опыты.
Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника.
Оптика. Основы специальной теории относительности (10 ч.)
Скорость света и методы ее измерения. Закон преломления света. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
Демонстрации.
Преломление света. Дифракция и интерференция света. Спектры.
Лабораторные работы и опыты.
 Определение длины световой волны.
Квантовая физика (12 ч.)
Световые кванты. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта. Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Физика атомного ядра. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Закон радиоактивного распада. Деление ядер. Ядерная энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Демонстрации.
Компьютерные модели процессов физики атома и атомного ядра, элементарных частиц.
Лабораторные работы и опыты.
Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций (по фотографиям).
Строение и эволюция Вселенной (8 ч.)
Солнечная система. Видимое движение небесных тел. Законы движения планет. Система Земля - Луна. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Солнце. Основные характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности. Галактики. Строение и эволюция Вселенной.
Демонстрации.
Видеофильмы: коллекция фильмов BBC.
Повторение разделов физики за 10-11-е классы (16 ч.)
Повторение разделов:  «Механика», «Молекулярная физика»,  «Термодинамика»,  «Электричество и магнетизм»,  «Оптика»,  «Квантовая физика».  
Формы и средства контроля
Основные методы проверки знаний и умений учащихся по физике - устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты, зачеты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая по завершении темы (раздела), школьного курса.

Прим. ред. Пояснительная записка, общеучебные умения, навыки и способы деятельности, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методических средств обучения опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/833

​Айна ЗУБХАДЖИЕВА, учитель физики средней школы №42 города Грозного Чеченской Республики, учитель года Чеченской Республики-2013