Задачи:
1. Повторить определение ритма, рифмы, образных средств выразительности языка.
2. Понять, что значит «хорошее» стихотворение.
3. Уяснить, чем отличаются стихи от прозы.

Оборудование:
1. Тексты стихотворений Н.Матвеевой и С.Я.Маршака.
2. Рабочие тетради по литературе.
3. Мультимедийный проектор, экран.
4. Инструментальная музыка.

Ход урока
1. Слово учителя. Целевая установка
Учитель: Здравствуйте, ребята. Вы помните, что урок литературы - это необычный урок, это путешествие во времени и  пространстве, которое мы совершаем благодаря героям книг. Сегодня мы отправимся в Город поэтов. Сопровождать нас будет всем хорошо известный Незнайка. Итак, вперед!
Однажды Незнайка решил побродить по свету. Шел он, шел и вдруг услышал какие-то странные звуки. Эти звуки становились все сильнее и сильнее, полилась красивая мелодия. (Звучит музыка.) Но когда Незнайка дошел до того места, откуда слышна была музыка, воцарилась полная тишина. Перед собой Незнайка увидел ворота, на которых было написано: «Добро пожаловать в Город поэтов!»
- Ага, - подумал Незнайка, - значит, вот где живут поэты, но при чем здесь музыка?
Кроме этого у Незнайки возникло еще несколько вопросов, мы поможем ему разобраться в них. Эти вопросы вы видите перед собой.

Вопросы:
1. Что такое поэзия? Чем стихи отличаются от прозы?
2. Быть поэтом - это значит говорить стихами?
3. Что общего между поэзией и музыкой?

2. Решение учебных задач
Учитель: Как только наш герой вошел в город, он, конечно же, услышал стихи.
Звучит стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик». На слайдах объяснения слов боцман - командир палубной команды, лоцман - специалист по проводке судов, иллюстрации к стихотворению.
Учитель: Расскажите о своих впечатлениях от этого стихотворения.
Ученики: Стихотворение очень похоже на рассказ о путешествии кораблика.
Учитель: Кто является героем этого стихотворения?
Ученики: Герой стихотворения - кораблик. Он напоминает живого человека. Суффикс -ик- показывает, что он маленький, но очень самостоятельный, независимый. Об этом свидетельствует и слово «сам», которое повторяется 9 раз.
Учитель: Какие строчки показались вам необычными?
Ученики: «Вулканы седыми бровями поводили» - напоминает удивленных старых людей. «Все, что видел, на мачты мотал» - «мотать на ус», запоминать.
Учитель: Как вы понимаете слово посудачат? Подберите синонимы к нему.
Ученики: Посудачат -  посплетничают, поболтают, потолкуют, поговорят.
Учитель: Что происходит с корабликом за время путешествия?
Ученики: Кораблик  познает мир, он сам хочет отвечать за свои поступки, значит, он взрослеет.
Учитель: Еще раз прочитаем это стихотворение, чтобы о нем у нас осталось цельное впечатление.
Ученики читают стихотворение.
Учитель: Незнайке очень понравилось это стихотворение, и он тоже решил сочинить стихотворение. Вот что у него получилось:
До этого блуждал я где-то,
Теперь я в Городе поэтов.
Действительно, я в странном
месте очутился.
И этому безумно удивился.

Незнайка почувствовал, что его стихи совсем не похожи на те, которые он только что слышал. Но не стал расстраиваться, а отправился прогуляться по городу. Он увидел продуктовый магазин, решил зайти в него, так как уже успел проголодаться. Незнайка подошел к продавщице и произнес следующее:
Куплю здесь хлеба пышные
буханки,
А также к чаю бублики, баранки.
Дайте мне молока немного
И булочку на дальнюю дорогу.

Продавщица с недоумением посмотрела на незнакомца, она не привыкла к таким стихам. Ребята, как вы думаете, что больше всего удивило продавщицу? Были ли похожи стихи Незнайки на настоящие стихи? Чего им не хватало?
Ученики: Продавщица была удивлена тем, что услышала от незнакомца, ведь жители Города поэтов не говорят стихами.
Незнайка  зарифмовал свою речь, а стихов все равно не получилось, потому что в стихах Незнайки нет смысла и красоты.
Учитель: Незнайке  не понравились стихи собственного сочинения, он расстроился и шел повесив голову. И сам не заметил, как забрел в парк. На улице была весна, пригревало солнышко, пели птицы. В тени деревьев Незнайка увидел очень интересные цветы. Это были ландыши. Попробуйте описать эти цветы.

Ученики: Ландыши - это весенние цветы, они очень похожи на маленькие беленькие колокольчики, у этих цветов большие блестящие темно-зеленые листья. У  ландышей очень приятный аромат.
Учитель: А теперь сравним ваши представления об этом цветке с тем, как его увидел Самуил Яковлевич Маршак.
Звучит стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш».
Учитель: Найдите слова, которыми поэт рисует цветок.
Ученики: Цветы - жемчужины, круглые бубенчики, колокольчики весны. Стебель - ниточки.
Учитель: В стихотворении цветок растет, попробуйте увидеть это.
Ученики: Жемчужины, бубенчики превращаются в колокольчики, ландыш спеленутый, как младенец, самой природой.
Учитель: Как вы понимаете выражения «счастливая тоска, томится лес весной»?
Ученики: В стихотворении описана ранняя весна, лес еще не оделся листвой, он чернеет голыми стволами и словно ждет, томится в ожидании  настоящей весенней суеты. А ландыш - это первый весенний подарок  лесу, проснувшемуся после долгого зимнего сна.
Учитель: Ландыш в стихотворении - маленькое чудо (прохладен, хрупок, душист), любимое дитя природы (природой бережно спеленутый, завернутый в зеленый лист). И если вы в лесу увидите ландыш, вспомните это стихотворение, и будем надеяться, что ваша рука потянется к цветку не за тем, чтобы сорвать его, а чтобы защитить.

3. Вывод
Учитель: Но  вернемся к вопросу, который так  интересовал  Незнайку: так что же значит быть настоящим поэтом?
Ученики: Быть поэтом - это не значит говорить стихами. Поэты могут увидеть в обычном  необычное. Их стихи полны смысла и красоты.

4. Решение частной учебной задачи
Учитель: Поэты - это очень странные люди, они могут увидеть то, что в обычной жизни мы не замечаем или видим несколько иначе. Все у них в городе есть, но почему-то они забывают придумать названия улицам  своего города, а может быть, им просто некогда. Давайте вместе с Незнайкой составим карту Города поэтов.
1. Главная улица города - проспект. Поэзия - это стихи, а как называется род литературы, к которому относятся стихотворения? (Лирика.)
2. Некоторые из вас тоже пробуют сочинять стихотворения. Но для этого необходимо особое состояние души. Какое? (Вдохновение.)
3. Одно из отличий стихов от прозы, благодаря которому стихотворение звучит складно. (Рифма: мужская и женская.)
4. Бульвар - слово иностранное, красивое. Как называются слова, которые помогают ярче представить тот или иной образ? (Эпитеты.)
5. В поэтической речи звуковые повторы, основанные на употреблении подобных согласных. (Звукопись.)
6. Еще одна улица, где неживые предметы оживают. Как называется это средство выразительности языка? (Олицетворение.)

5. Вывод
Учитель: Мы помогли составить Незнайке карту Города поэтов и можем ответить на вопрос: чем стихи отличаются от прозы?
Ученики: В стихах есть особый ритм и рифма, стихи относятся к лирике, а проза - к эпосу.
Учитель: Что объединяет поэзию и музыку?
Ученики: На музыку можно положить стихи, и получится песня. Поэзия - это музыка слов.
Учитель: У нас остался только один вопрос без ответа: что такое поэзия? Найти ответ на этот непростой вопрос поможет нам стихотворение Н.Матвеевой «Солнечный зайчик», это стихотворение написано специально для детей.
Звучит стихотворение Новеллы Матвеевой «Солнечный зайчик».
Учитель: Скажите, можно ли нарисовать солнечного зайчика? Что это такое?
Ученики: Солнечный зайчик - это радостные блики яркого солнышка. Чтобы нарисовать солнечного зайчика, нужно нарисовать небо, солнце и то, на чем отражается солнечный зайчик.

6. Подведение итогов урока
Учитель: Поэт Валентин Берестов вот что сказал об этом стихотворении и о том, что такое солнечный зайчик: «Солнечный зайчик - это взгляд человека, умеющего видеть поэзию повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд».
Итак, путешествие Незнайки в Город поэтов подошло к концу. Надеюсь, оно вам  понравилось. Вы очень хорошо работали. Помогли нашему герою ответить на все вопросы. А теперь давайте порадуем Незнайку настоящими стихами.

Учащиеся до конца урока читают стихотворения.

Приложение

Н.Матвеева
Кораблик

Жил кораблик веселый
и стройный:
Над волнами как сокол парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб, и в металл,
Сам повел себя в рейс - сам свой
лоцман,
Сам свой боцман, матрос,
капитан.

Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.

Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету,
Все ль на месте, -
Все записывал, все проверял!

Раз пятнадцать, раз двадцать
за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда...

Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы сам - сам свой
лоцман,
Сам свой боцман, матрос,
капитан!


Н.Матвеева
Солнечный зайчик

Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине,
Живой, по-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.

На грядке стрельчатого лука,
Насквозь проткнувшего зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я и говорю:

Я зайчик солнечный,
дразнящий!
И если кинусь я бежать,
Напрасно зайчик настоящий
Меня старается догнать!

По маслянистым кольцам дыма,
По крышам, шпалам, парусам
Бегу, привязанный незримо
Лучом восхода к небесам.

Я зайчик солнечный,
блестящий.
Я неба плоть, я солнца кровь!
И там, где зайчик настоящий
Крадет капусту и морковь…
Цела морковь, жива капуста,
В росинках яблоня блестит,
И нет ни чавканья, ни хруста,
Где зайчик солнечный гостит.

Я не беру, не отнимаю.
Я отдаю, я отдаю!
Я всех люблю! Всех понимаю!
Для всех танцую! Всем пою!


С.Я.Маршак
Ландыш

Чернеет лес, теплом
разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши
нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

​Оксана ШАРАФУТДИНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №115 города Уфы Республики Башкортостан, учитель года Республики Башкортостан-2013