«Учительская газета» №121 (8434) от 9 октября 1984 года

Гармония основ
Я не писатель - школьный учитель. Но с огромным профессиональным и человеческим интересом читал речь Константина Устиновича Черненко на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР. И вот они строки, вдохновляющие поддержкой: «Надо, видимо, использовать школьную реформу для того, чтобы усилить влияние литературы и искусства на формирование личности. Убежден, что сегодня идейно-нравственному развитию подрастающих поколений, воспитанию культуры чувств следует уделять не меньшее внимание, чем обучению основам наук». Мудро сформулирована главная задача урока: основами личности, то есть воспитанием школьника, заниматься столь же умело и качественно, как и основами наук. Связь того и другого, по сути, и дает расширенную основу, позволяет повышать учебно-воспитательную роль литературы в формировании нравственного облика подрастающих поколений.
Однако не все мы, даже опытные словесники, увидели эту связь, широту идейно-нравственных и эстетических задач. «Уроки литературы, - советовал один из авторов «Учительской газеты», - должны проходить не вокруг литературы, не по поводу произведения, а на его основе...»
Е.Ильин,
учитель-методист 307-й школы, г. Ленинград


«Учительская газета» №119 (8588) от 3 октября 1985 года

«Процент» жив!
Мы попросили читателей поделиться мыслями насчет того, сохранилась ли в советской школе процентомания, с которой боролись и в 30-е, и в 50-е, и в 70-е годы.
«Странный вопрос, - пишет учитель В.Комаров из г. Тореза Донецкой области. - Процент живет и надеется прожить еще довольно долго. Его критикуют, позорят. А он смеется своим критикам в лицо».
«Да, живуч пресловутый процент успеваемости в школе, - подтверждает Я.И.Носков, доцент Петропавловского пединститута. - Более того, он стремительно переселяется для процветания и в педагогические вузы».
«Вы спрашиваете, жив ли процент? - удивляется учительница Т.П.Федорова из села Кочубеевское Ставропольского края. - Нет, как процент он умер, но возродился в другом обличье. Формально его нет, но...»
А учитель А.П.Антипенко из Светлого Оренбургской области откровенно заявил: «Невольно улыбнулся той наивности, которая просматривается в вашем вопросе. Конечно же, «процент» жив! Пусть и завуалированно, но живет и здравствует! Весной на достаточно ответственном совещании нам откровенно заявили, что учитель, у которого есть двойки, - плохой учитель. И это после того, как возмущение по-настоящему лучших, честных учителей страны заставило отменить оценку работы учителя по количеству пятерок, троек и двоек.


«Учительская газета» №122 (8747) от 11 октября 1986 года

Человек с идеями
Представим себе, что завтра все заклинания обретут какую-то неведомую силу и процентомания в самом деле вдруг испарится, все учителя начнут ставить именно те отметки, которые заслуживают ученики, - что в уме, то и в журнале. Что начнется в стране? Сколько будет второгодников? Какие потери понесет государство? Сколько драм в семьях? Гласность гласностью, но, сказать по совести, я бы не решился вслух назвать ту цифру успеваемости, которая отражала бы действительное положение дел.
Надо открыто и ясно признать - мы не умеем, не можем пока что обучать всех детей, так как у нас нет соответствующего метода. Вновь и вновь стоит повторить: методом, основанным на отборе и отсеве детей, невозможно учить всех без отбора и отсева, потому что многие дети перестают стараться. Не полагаясь на мифическую силу «требовательности», на чудо починов, не затуманивая себе голову ложными сводками, надо искать новые, действенные, эффективные в современных условиях методы обучения и воспитания детей в школах.
С.Соловейчик