Как отметила депутат на заседании Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, в стране складывается парадоксальная ситуация - число коррекционных школ сокращается на фоне еще не развитой системы инклюзивного и дистанционного образования. По данным Людмилы Швецовой, с 2000 года общее число коррекционных школ в стране сократилось на 218 единиц, с 2011 по 2012 год - на 29. В 2012-2013 годах не было открыто ни одного вновь построенного коррекционного учреждения.
«Закрываются даже те школы, которых и так катастрофически не хватает, для незрячих, слабовидящих, неслышащих, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На селе таких школ единицы. При этом число детей-инвалидов неуклонно растет: в 2008 году инвалидами были признаны 67,1 тыс. детей, в 2010-м - уже 73,2 тыс. Показатель впервые выявленной инвалидности увеличился с 25,1 на 10 тыс. детей в возрасте до 18 лет в 2008 году до 28,2 - в 2010-м», - отмечает Швецова.
Без федеральной поддержки обеспечить доступ к образованию для детей-инвалидов в регионах проблематично, уверена депутат. Возможности регионов неодинаковы, и уровень детской инвалидизации в них тоже разный. Как правило, самый высокий показатель наблюдается в регионах с низким уровнем социально-экономического развития (Чеченская Республика - более 475 инвалидов на 10 тысяч детей, Ингушетия - более 374).
Остановить деформацию системы коррекционного образования, по мнению Людмилы Швецовой, помогут объективность статистических данных, контроль над критериями его доступности в субъектах РФ, разработка региональных программ развития образования. Кроме того, она предлагает присваивать специальным (коррекционным) учреждениям статус ресурсных центров для развития инклюзивного обучения. «Этот вопрос имеет непосредственное отношение к обеспечению социальной справедливости в нашем обществе, а потому мы намерены им серьезно заняться», - резюмировала депутат.