Вообще она росла очень правильной девочкой, «золотой» и для учителей, и для родителей. Тем более что те и другие у нее в одном флаконе. Мама, Рашан Юнаевна, и папа, Нажмудин Насуханович, преподавали математику в школе 48 и 45 лет соответственно. А дедушка по маминой линии, Юн Эбзиев, до выселения чеченцев Сталиным работал директором школы №4 в Шали. Неудивительно, что ходила и в музыкалку, и в кучу кружков, а школу №8 в Шали - лучшую не только в их районе - Айна окончила с золотой медалью. Правда, педагогом, как многие учительские дети, стать не рвалась.
То есть была не такой уж правильной. В обход заготовленной, казалось бы, судьбе хотела быть... адвокатом.  
- В 9-м классе мы писали сочинение, кем хотим стать, и я написала, что хочу защищать людей. Правда, от кого я их хотела защитить, я тогда не могла сформулировать, - улыбается Айна Нажмудиновна.
Но судьба, как водится, вела ее причудливыми дорожками и привела к ним домой известного чеченского ученого академика Ибрагимова. Хамзат Исмаилович, понаблюдав за прилежно делающей уроки девочкой, спросил ее: «Ты хорошо учишься?» - и предложил:  «Приходи к нам, на физфак, у нас компьютеры!»
Слово «компьютеры» для моей героини звучало просто магически.
- В школе я компьютеров не видела, хотя очень хотелось с ними ознакомиться, а в университете, оказывается, целая комната «железа», и мне очень захотелось туда пойти, - признается Айна.
Вот главное противоречие в ней - внешность застенчивой, очень женственной и слабой натуры и брутальные, мужские, прямо скажем, профессиональные интересы. Может быть, они появились как раз для того, чтобы покрепче привязать слишком хрупкую душу к физическим законам мира, помочь ей жить на вечно изменчивой земле? В общем, нравились девочке точные науки. И относит это моя героиня к влиянию замечательных школьных учителей, особенно математика и классного руководителя Валентины Амбарцумовны Дашиянц и физики - Аллы Ивановны Кутейниковой.
Надо ли говорить, что Айна поступила в Чечено-Ингушский государственный университет имени Л.Н.Толстого (ныне Чеченский госуниверситет) на специальность «радиофизика и электроника» физфака без проблем. И поскольку у моей героини «всегда была тяга к технике», все, что связано с интерактивными технологиями, давалось ей легко. Впереди, казалось, большие перспективы, интересная, необычная работа - в сфере радиофизики, о школе в тот момент Айна и не помышляла. Но... в дело вмешались любовь и война.  
На курсе было всего 4 девушки, вокруг одни парни. Они, конечно, окружили барышень повышенным вниманием, а Айна еще и редкая красавица. Вскоре ее высмотрел будущий муж Магомед-Али - студент с первого потока радиофизиков, на курс ее старше. Они были похожи друг на друга. «Отличник, ленинский стипендиат, примерный мальчик», - как охарактеризовала его жена. После второго курса она вышла замуж, и учеба, конечно, отошла на второй план. Пошли дети, рождение второго ребенка практически совпало с началом первой чеченской войны, и университет пришлось оставить. Она закончит учебу после двухлетнего перерыва - муж настоит и поможет. Но работа на стезе радиофизики опять отодвинулась - накрыла волной вторая чеченская.  
Глупый вопрос, помнит ли она войну. Невыносимо громкий гул самолетов, взрывы, прятание в подвалах - все это она пережила вместе с мужем и детьми. Их у нее к началу второй чеченской войны уже было двое. А тут еще третья беременность... Муж отослал ее с детьми из Грозного от греха подальше в Ингушетию. Страшное было время. И все-таки их семья прошла через это.
Не знаю, все ли восточные семьи такие. В этой семье все друг друга поддерживают. Дочки помогают по хозяйству, муж - с детьми, он с пониманием относится к увлеченности супруги работой, небольшой зарплате, к тому, что жена вечно что-то тащит из дома в школу. Без поддержки родных у Айны  Нажмудиновны вряд ли бы что получилось.
После войны республика стала отстраиваться и возвращаться к нормальной жизни. В Грозном снова открылись школы, но учителей в них катастрофически не хватало. И когда Айну позвали, она откликнулась.
Сначала их 42-я школа, разрушенная прямым попаданием, ютилась в детском саду. Потом здание отстроили заново. Но задний двор до сих пор хранит в земле страшное наследие войны - неразорвавшийся снаряд. Сейчас школа одна из лучших в Грозном.
Когда она поняла, что школа ее призвание, что к этому, может быть, и подводил ее Всевышний?
- Сначала было трудно, потом втянулась, и работа начала нравиться, - вспоминает Айна Нажмудиновна. - Потом уже не могла без нее. Когда уходила в декрет, так завидовала коллегам, что они остаются работать с детьми!
Чеченским учителям почти не приходится заниматься вопросами дисциплины - дети воспитаны в уважении к старшим. Тут многие российские коллеги могут позавидовать: знай себе занимайся своей прямой работой. У Айны Нажмудиновны это получается с успехом: любимую физику она старается преподнести своим ученикам как можно доходчивее и интереснее. Больше всего полюбилась ей технология блочно-модульного обучения, когда учитель чередует блоки теории и практики и сам выбирает, сколько часов уделить той или иной теме, как ее преподнести. Технология позволяет и каждому ученику выбрать самостоятельную и посильную траекторию обучения. Самостоятельность - это ли не ценность во все более инфантилизирующемся мире?
Само собой, интерактивную доску и прочие технологии учительница физики освоила одна из первых в школе и с удовольствием использует на уроках. Постоянный ее спутник - ноутбук с дисками, на которых записаны видео- и анимационные материалы, а также виртуальные лабораторные работы. Любит она использовать на уроках и игры, и кроссворды, и интересный исторический материал.
Конечно, и без старых добрых опытов не обходится,  ведь именно на физике дети могут проверить земные законы своими руками. Умному учителю нужно лишь подобрать интересное задание и  незаметно направлять ход работы.
В этом я могла убедиться на уроке Айны Зубхаджиевой на финале конкурса «Учитель года России-2013». Учитель только закинула школьникам удочку, попросив сесть по сторонам света, как ребята из подмосковного Подольска догадались, что речь идет о компасе, а там незаметно подошли к теме «Магнитная лаборатория». Гостья выдала каждой группе по игрушечному грузовичку «сокровищ», в котором были кусочки магнита, скрепки, проволока и прочие подручные материалы, и предложила сотворить из них любое приспособление, действующее при помощи магнита. В каждой команде были выбраны инженеры, фотограф, докладчик, и понеслось! И мальчики, и девочки наперебой предлагали разные идеи, с энтузиазмом прикручивали и примагничивали одни детали к другим. Айне Нажмудиновне оставалось только наблюдать, одной-двумя фразами направлять ребят и, конечно, радоваться самостоятельности учеников. Гостья не скупилась на похвалы: ребята представили аж 4 работающие модели - магнитного сортировщика, металлоискателя, магнитного крана и пинцета. Здесь снова понадобился опыт учителя - уточнить название технических приспособлений, функции и спектр их действия. Ведь не все, даже взрослые, знают, что магнитные пинцеты годятся не только для того, чтобы достать какой-то металлический предмет  вроде иголки из колбы, как сделали ребята, но и для изучения структуры клетки в биологии и медицине.         
...Во время финала было заметно, что Айна немного волнуется, но я и не подозревала, что главная причина ее состояния - пятый ребенок, которого она тогда носила под сердцем.
- Было психологически трудно - повышенная эмоциональность, беспокойство за ребенка, а тут еще стресс от конкурса, - призналась мне сейчас Айна. - Но меня наши сопровождающие оберегали, все родные поддерживали,  надо же было за честь республики постоять. К тому же я всегда рада чему-то новому научиться, посмотреть, что и как делают коллеги...
Сейчас Саиду-Эми,  а ей предсказали на конкурсе мальчика и будущего физика,  полгода (а старшему уже 21!). Айна сидит с сыном, но мечтает вернуться в школу и лелеет планы начать преподавать физику в 5-м классе, как это делают в Подольске.  
Огорчает ее, что выпускники пока не столь охотно, как раньше, идут учиться техническим специальностям и точным наукам.   
- У нас был интересный опыт - в 2010-2011 годах наше Министерство образования приняло решение сдавать выпускникам физику как обязательный предмет, - говорит Айна. - Это дало свои результаты, повысило конкурс и уровень нашего физфака. А когда физику опять сделали предметом по выбору, ее стали сдавать немногие: все-таки сложный предмет, а еще действует авторитет родителей - обычно они решают за детей, куда те пойдут учиться.
Айна Нажмудиновна искренне болеет за родную ей физику и альма-матер. Тем более что родственные связи здесь как нельзя более кстати -  муж-то, долгие годы проработав преподавателем в университете, стал деканом физфака, и ему талантливые студенты очень нужны. Зубхаджиевы делают одно общее дело. Горят им.   
- Муж меня всегда поддерживает, - говорит Айна Нажмудиновна, и слышатся в ее тихих словах и любовь, и гордость за любимого человека. - Он помогает талантливым выпускникам, моим в том числе, ставшим студентами, университет имеет возможность выделять стипендии, направлять ребят на семинары, по обмену отправлять в Англию, Германию.
Я по-хорошему завидую ученикам Айны Нажмудиновны - их учительница излучает негромкую, но стойкую любовь и настоящую доброту. И может быть, это главный ее урок, который дети воспринимают на подсознательном уровне. Мне кажется, рядом с ней каждый из них,  а выпустила она два с половиной класса (не довела до конца один, потому что ушла в декрет),  чувствует себя утешенным, обласканным, любимым. Она их защищает, как мечтала с детства, от последствий войны, от «пропасти во ржи» подросткового возраста, от соблазнов нашего времени - именно этой своей твердой уверенностью в том, что они хорошие, что люди достойны света и счастья. И собственные дети - Саид-Али, Марьям, Элита, Тамила, маленький Саид-Эми, и муж Магомед-Али вряд ли чувствуют себя обделенными. Ее любви на всех хватит.

Чеченская Республика, фото автора