Сегодня в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позицию личностно ориентированной педагогики. Одной из задач современных дошкольных образовательных учреждений становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без обеспечения вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, исполнительностью и распространению новшеств. Инновация представляет собой целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Подобные изменения касаются как внешней организации деятельности ДОУ, так и изменения содержания образования, методов обучения, отношений «воспитатель-воспитанник». Можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь, будут решены с помощью различных педагогических инноваций. Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение к мировым стандартам. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
На примере нашего образовательного учреждения - начальной школы - детского сада №1625 - хотелось бы раскрыть инновационные проекты, реализуемые в образовательной деятельности.
ДОУ в этом году было объединено с педагогическим колледжем №15, что способствовало внедрению активных методов обучения, включающих в себя проведение мастер-классов для студентов колледжа, открытых уроков и занятий для воспитателей преподавателями ПК, привлечение воспитателей в совет колледжа по защите студентами дипломных проектов, использование информационно-коммуникативных технологий. На будущий год мы планируем ввести дополнительные платные образовательные услуги с учетом пожеланий родителей. С целью формирования у дошкольников основных ключевых компетенций, способствующих развитию исследовательского типа мышления, на занятиях по окружающему миру активно используется проектный метод. Мы отбираем конкретную тему и работаем по ней во всех смежных образовательных областях. Так, нами подробно была проработана тема «Сочи, Олимпиада-2014». Мы разработали план мероприятий, распределили ответственность сторон и составили подробную программу: церемония открытия Олимпиады со всеми группами, изготовление газет, изучение спортивных интересов детей за пределами дошкольного учреждения, выставка олимпийских символов в каждой группе, семейные эстафеты с привлечением родителей, церемония закрытия. Для реализации проекта нами были использованы дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, разыгрывались трудовые поручения, действия.
Я рассмотрела проектный метод на конкретном примере, но он не единичен, эта работа проводится регулярно, систематически, с учетом содержания образовательной программы, реализуемой в ДОУ, а также событий, происходящих в мире.
Возможно, скептики скажут, что инновации в образовательной организации необязательны. Однако мне бы хотелось указать, что новые педагогические технологии гарантируют достижение поставленных перед дошкольным образованием целей. Они способствуют ориентации педагога на познавательный процесс в его развивающемся состоянии, повышают качество образования, квалификацию воспитателя, поскольку стимулируют его на постоянный поиск новых путей и способов подачи учебного материала воспитанникам. Проведение открытых мастер-классов способствует межличностному взаимодействию воспитателей друг с другом, обмену опытом, мнениями, стимулирует саморазвитие педагога. Использование ИКТ-технологий повышает мотивацию воспитанников к обучению, дает воспитателю возможность наглядно продемонстрировать изучаемую тему. Включение неформальных способов взаимодействия с родителями (эстафеты, театрализованная деятельность, чаепития и т. д.) вовлекает их в жизнь ДОУ, способствует установлению доброжелательных отношений, родитель становится активным участником реализации образовательных областей. В своей работе мы используем вариант некой пресс-службы для родителей (газеты, творческие работы воспитанников), это позволяет обогатить макросреду детского сада и микросреду конкретной группы с учетом авторских разработок, построение развивающего пространства ДОУ по принципу интеграции и моделирования. Также в рамках преемственности образования в нашем учреждении была предусмотрена бесплатная подготовка воспитанников подготовительной группы учителями начальных классов, что позволяет неким образом адаптировать ребенка к требованиям школы.
Результатами нашей работы являются формирование позитивного имиджа учреждения как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности, что привлечет дополнительные инвестиции, позволит установить и расширить партнерские связи как с начальной школой, так и с педагогическим колледжем.

Москва