В основе нашего проекта лежит проблема, для решения которой человеку необходимо пересмотреть не только старые цели и средства своей деятельности, но и проанализировать свои ценностные и культурные основания. Например, на уроках истории в средней школе учителя часто поручают детям составлять генеалогическое древо семьи, тем самым иллюстрируя ценность исторического знания. По своей сути это задание не проект, но что может сделать его гуманитарным проектом? Это может сделать проблема. Семиклассник одной из московских школ стал выполнять задание, руководствуясь своим личным отношением к этой ситуации, ему стало интересно не столько кто его родственники, сколько то, чем они живут, какие они. Возникшие вопросы привели его к идее найти всех и перезнакомить, то есть восстановить разрушенные родственные социокультурные связи, что он со временем и сделал. Этот пример показывает, как формальная ученическая ситуация выполнения внешнего задания может стать проектной. Налицо три важных компонента проекта: проблема, идея и организационное решение. В чем заключалась проблема этого проекта? В том, что родственники живут в разных городах и не знают друг друга, хотя понятие «родственник» предполагает тесную связь между людьми. В чем состояла идея? Она проста - перезнакомить всех родственников, пригласив их на свадьбу старшего брата. В чем заключалось организационное решение? Во-первых, подросток с помощью родителей собрал необходимую информацию в архивах, во-вторых, он съездил в гости ко всем родственникам и лично с ними познакомился, в-третьих, нашел повод собрать всех родственников вместе, предоставив им возможность перезнакомиться между собой для восстановления семейных традиций. Важно отметить, что, став десятиклассником, автор этого проекта уже имеет публикации в исторических журналах, успешно прошел этап профессионального самоопределения.
В рамках программы деятельности инновационной образовательной площадки «Система проектной деятельности в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в московском образовании», организованной двумя ведущими институтами в области образовательных инноваций - Институтом инновационной деятельности в образовании РАО и Московским институтом развития образования, - реализуется практика организации выездных проектных сессий «Школа майевтики» для учащихся московских школ, где происходит развитие рефлексивных, коммуникативных, герменевтических способностей. В основе метода - коллективная многоаспектная интерпретация различных произведений русской и мировой классической культуры с последующей разработкой и реализацией собственного авторского проекта. Проектные сессии посвящены таким различным сферам культуры, как литература, театр, музыка, искусство кино, философия. В течение 15 лет было проведено более сорока выездных проектных сессий, участниками которых стали более 5000 учащихся и педагогов.
Современное общество выдвигает высокие требования к самостоятельности и мобильности человека, способного ставить цели, разрабатывать средства и имеющего волевые качества для достижения результата. В этих условиях образование должно быть направлено на формирование проектного мышления, что предполагает разработку новых форм и средств обучения, развивающих управленческие способности. В самом общем виде под проектированием на сегодняшний день понимают организацию процесса искусственного преобразования какого-либо объекта, процесса или явления, приводящего к качественному изменению ситуации. Если следовать предложенному определению, то складывающаяся массовая практика в системе образования, называемая ученическим проектированием, таковой в подавляющем большинстве случаев не бывает. Чаще всего под модным названием скрываются ранее хорошо зарекомендовавшие себя старые формы предметного обучения, развивающие память, внимание, исполнительность в знаниевой парадигме, например, подготовка и защита рефератов, проведение в новых «упаковках» того, что ранее называли предметными олимпиадами и конференциями. Таким образом, необходимо сменить парадигму с формирования «человека приспосабливающегося» к становлению «человека, преобразующего мир», спроектировать образование в деятельностной парадигме, учитывающей активность самого учащегося, опирающейся на его уникальное понимание, рефлексивные и коммуникативные способности. Эта активность направлена на восстановление русского культурного наследия в современной ситуации и способствует воспитанию современного российского гражданина.
В нашей стране методология социокультурного проектирования появилась и развивалась благодаря научной, философской, организационной и подвижнической деятельности Георгия Щедровицкого, автора системы мыследеятельностного подхода и организационно-деятельностной игры, и Никиты Алексеева, автора концепции рефлексивного мышления, первым давшего определения личностно-деятельностной позиции и процесса трансцендирования как искусственно организованного развития человека. В своей практической деятельности авторы образовательной программы опираются на методологию социокультурного проектирования, разрабатываемую в работах Н.Алексеева, Л.Алексеевой, Л.Выготского, О.Генисаретского, Ю.Громыко, В.Давыдова, А.Леонтовича, С.Попова, В.Розина, Б.Сазонова, В.Слободчикова, Г.Щедровицкого, П.Щедровицкого и других авторов. Теория и методология гуманитарного проектирования стала дальнейшим развитием данной традиции.
Замысел образовательного процесса в «Школе майевтики» предполагает освоение культуры гуманитарного проектирования, то есть становление ее учеников как самостоятельно думающих авторов собственной деятельности и жизни, ответственных за развитие проектов культуры в современной ситуации. В идеале это значит, что такого типа образование должно приводить к появлению социально активной интеллигенции. Гуманитарное проектирование направлено на проявление и развитие личностно-деятельностной позиции человека в социокультурной ситуации методом критического анализа его деятельности.
«Метод Сократа» в нашей стране развивался благодаря усилиям выдающихся современных отечественных методологов и философов Г.Щедровицкого и Н.Алексеева. Мы, будучи их учениками, в рамках этой традиции в 1987 году начали реализовывать проект «Игры с детьми в форме организационно-деятельностной игры (ОДИ)», который в 2001 году стал называться «Школа майевтики». В этой школе ученики, студенты, аспиранты и педагоги учатся разрабатывать и реализовывать собственные гуманитарные проекты.
Гуманитарный проект предполагает ценностное самоопределение конкретного человека к одному из реализующихся и не до конца реализованных культурных проектов, к определенной традиции таким образом, что фиксируется ситуация проблемности его реализации и предлагается новое решение. Гуманитарное проектирование есть всегда новая интерпретация, перепроектирование незавершенного социально-культурного проекта, то есть соавторство проектировщика с основателями определенной культурной традиции. Результатом освоения норм гуманитарного проектирования и станет способность к такому культурно-ценностному самоопределению.

Сергей КРАСНОВ, зав. лабораторией Института инновационной деятельности в образовании РАО;
Роман КАМЕНСКИЙ, ведущий научный сотрудник Института инновационной деятельности
в образовании РАО