​Снова о мотивации

Чтобы повысить эффективность мотивации, не уговаривайте работников по одному. Человек может подумать, что вы без него не обойдетесь, что может привести к обратному результату. Гораздо лучше, если он поймет, что это вы нужны ему. Для формирования такого настроя покажите силу и мощь профсоюза - пригласите коллегу выступить на профсоюзном собрании как эксперта по какому-либо профессиональному вопросу, важному для всей организации, но так, чтобы он не понял, что вы его агитируете. Не стоит сразу предлагать вступать в профсоюзные ряды - многим людям нужно время для раздумий, примерки на себя «одежек» организации: как им будет в профсоюзе, комфортно или нет.
Заинтересовали - и отойдите, дайте человеку время для раздумий. Он должен сам прийти к вам и заговорить на эту тему. Тогда и ловите момент, не отталкивайте, но и не выкладывайте всю информацию сразу - напугаете глыбами проблем. Поручите сотруднику небольшое задание, похвалите в любом случае, как бы он ни справился. В начале профсоюзной работы лучше вводить в курс дела постепенно.

Если критиковать, то по правилам

Как руководителю подразделения, мне иногда приходится критиковать работу подчиненных. Но некоторые не считают нужным признавать свои ошибки, а тем более исправляться. Я бы попросил наш профком призвать к ответственности нерадивых работников. Однако, думаю, за руководителя профком не заступится и просьба разобраться в ситуации выйдет против меня.

Прежде всего, хотелось бы сказать, что профком обязан рассмотреть ситуацию по справедливости и решить, кто прав, кто виноват, независимо от занимаемых должностей, тем более если вы также являетесь членом профсоюзной организации.
Психолог в подобном случае ответил бы, что виноваты вы как руководитель, если с психологической точки зрения неправильно критикуете человека, вызывая у него негативную ответную реакцию. Возможно, наши советы помогут вам избежать непонимания педагогов в дальнейшем.
Не имейте привычки отталкивать чужое мнение. Каждый из нас видит мир по-своему. Часть руководителей не понимают, почему подчиненные думают иначе, чем они. Но мнение - это не опровержение ваших слов, а просто другой взгляд на жизнь.
Если сотрудник оценивает ситуацию иначе, чем вы, не говорите: «Петр Сергеевич, что вы делаете? Так нельзя!» Лучше скажите так: «Петр Сергеевич, я понимаю вашу точку зрения, но давайте рассмотрим ситуацию еще раз…» (приведите серьезные, объективные доводы в пользу вашей позиции). При этом нужно говорить не о чувствах («мне не нравится, вы меня расстраиваете»), а о деле: «если сделать именно так, получится это» (назовите, что конкретно, представьте не один, а несколько вариантов исхода в результате разных действий). Конечно, работник может в свою очередь спросить: «Если не так, тогда как надо?» Вот здесь и скажите, как надо, чтобы у подчиненного сложилось ясное представление.
Критикуйте не личность, а поступок. Например, не стоит упрекать в эгоизме и пренебрежении общественными интересами сотрудника, который решил покинуть совещание без объяснений или под неубедительным предлогом. Объясните, как важно это совещание для всего коллектива и присутствие на нем конкретного работника.
Добивайтесь, чтобы сотрудник был рад сделать то, что вы предлагаете. Для этого можно сделать человеку комплимент о его истинных достоинствах. Улыбайтесь, когда к вам приходит работник. Этот прием влияния основан на естественной для каждого потребности в уважении и признании.
Критикуйте только конкретный проступок, не вспоминайте прошлые ошибки. Возможно, то, что вы когда-то обсуждали, уже исправлено. «Забывая» о прошлом, вы не только позволяете работнику «сохранить лицо», но и себе обеспечите хорошую репутацию.
Постарайтесь сократить количество обвинений. Гораздо продуктивнее будет предложить выход из ситуации, варианты ее решения.
Старайтесь использовать разные формы критики в соответствии с индивидуальностью подчиненного и сложившимися обстоятельствами. Критика может быть выражена как упрек, сопереживание, озабоченность, удивление, ирония, намек, требование, замечание, опасение, надежда, подбадривание, безразличие.
Правильно реагируйте на ответную реакцию подчиненного. Слезы - довольно распространенная тактика женского поведения в подобных случаях. Женщина пытается вызвать жалость и сочувствие, отодвинуть или переложить на другого человека решение своих проблем. Дайте женщине успокоиться, но после скажите все, что вы намеревались. Тогда в следующий раз в подобной ситуации она постарается сдержаться.

Привлекаем администрацию к профсоюзным проектам


В работе над некоторыми профсоюзными проектами необходим административный ресурс человека, который нам не сочувствует или не желает принимать участие в наших делах. Он конфликтен и не уважает наше мнение, однако без его помощи никак не обойтись.

Чтобы наладить общение с «трудным» руководителем, используйте психологические приемы.
Начните с правильного рукопожатия. Важно не пренебрегать этой рекомендацией, так как от начала общения с таким оппонентом зависит исход дела. Неправильно выстроенная стратегия или пренебрежение к «мелочам» типа пожатия руки - и вы можете не рассчитывать на дальнейшее сотрудничество. Итак, во время приветствия позвольте руководителю повернуть руку так, чтобы его рука оказалась над вашей. В его подсознании это будет понято как знак превосходства над вами, тем самым вы даете возможность человеку почувствовать свою значимость.
Затем попросите его помочь вам. Именно помочь, а не приступить к сотрудничеству, к совместному решению проблемы. Укажите, что вам будет трудно без его подсказок, вы без него не справитесь. Важно, чтобы ваши слова звучали искренне, не наигранно. Для этого подумайте, что вам действительно не обойтись без этого человека, иначе зачем было бы так долго выстраивать стратегию ваших взаимоотношений? Вспомнив об этом, вы избавите себя от необходимости льстить или пытаться угодить руководителю, вы будете совершенно искренни в разговоре.
Чтобы оппонент не отказался от сотрудничества, подчеркните, как вы рады, что нашли человека, который лучше всех разбирается в делах.
Если руководитель согласится вести общие проекты, переходите к следующему этапу - подробному рассказу о них и поиске взаимоприемлемых вариантов работы. Но не забывайте на каждом этапе ненавязчиво напоминать, что он, а не вы, главный в делах. Хотя на самом деле вы понимаете, что именно вы управляете общением. Такая стратегия нужна, так как подобные нашему руководителю люди имеют высокий уровень самооценки, жаждут признания и считают, что они превосходят многих по интеллекту, пониманию других людей, умению вести дела и прочему.
Даже если вы знаете, как правильно разрешить ту или иную ситуацию, не говорите об этом первым. Лучше мягко подведите руководителя к выводам, а затем удивитесь хорошему способу, который, как ему будет казаться, придумал он. Только не хвалите его, как родитель ребенка, то есть превосходным тоном.
Умело управляйте разговором и на каждом этапе не упускайте ничего, что могло бы отвлечь партнера от выбранного вами пути. Будьте уверены: выстраивая таким образом стратегию общения, вы привлекаете членов администрации к совместной работе над профсоюзным проектом.

О словах и эмоциях

Во время публичных выступлений я постоянно волнуюсь. Эмоции не позволяют вовремя реагировать на реплики и мешают ориентироваться в ситуации. Как выступать на совещаниях, чтобы усилить влияние профсоюза в отдельно взятой организации?

Как известно, эмоции могут не только дополнять речь, но и мешать ей. Улыбка на лице выступающего в дополнение к позитивной информации может заставить других радоваться. А злоба и гнев, даже если вы говорите о хорошем, скорее всего, вызовут такие же эмоции у слушателей.
Если слова и эмоции подкрепляют друг друга, это усилит ваше влияние.
Но одного только участия, заботы в голосе мало. Нужно чувствовать ситуацию общения, знать некоторые психологические приемы.
Если вы долго и назойливо повторяете одну и ту же информацию, наступает эффект бумеранга. Вместо согласия с вашим, даже очень соблазнительным, предложением, вы получите обратную реакцию - отвержение.
Положительная реакция в результате наступает, если слушатели испытывают к профсоюзному лидеру симпатию, заражаются его настроением, идеями, готовы откликнуться на его советы, рекомендации. Профсоюзные активисты - это те люди, которые должны уметь не только складно говорить, но и знать, в какой момент своей речи остановиться, кратко сформулировать свое предложение или долго нахваливать идею.
На ваше выступление может последовать и неоднозначная реакция коллектива. Психологи рекомендуют не допускать, чтобы в речи было что-то неприемлемое или неприятное для отдельных лиц. Речь не должна быть рассчитана только на женщин или на мужчин, только на среднеобеспеченных или на людей с низким уровнем дохода. Иначе часть аудитории в лучшем случае к вашим словам останется равнодушной, а в худшем придется выслушать много нелестных слов в свой адрес или в адрес целой профсоюзной организации. Надо обязательно учитывать общие ценностные ориентации людей - стремление к здоровому образу жизни, к благосостоянию, радость от встречи с прекрасным.
Но все не так однозначно, как может показаться начинающему профсоюзному лидеру. Встречаются ситуации, когда любезный тон по отношению к аудитории вызывает раздражение, презрение, а нотки агрессии в речи начальника пробуждают у сотрудника желание исправиться, настраивают его на деловой лад. Все это не правило, а, скорее, исключение, но о разном тоне в общении необходимо помнить, чтобы знать и понимать друг друга.

Не забывайте о чувстве такта


Мы с удовольствием рассказываем об участии педагогов в профсоюзной работе, но иногда замечаем, что учитель начинает уставать, не слушает нас и потихоньку уходит, так ничего и не решив.

С коллегами надо общаться с чувством такта, чутким пониманием личности собеседника. Это помогает понять друг друга.
Не употребляйте много специальных терминов или научной информации, обращаясь к неподготовленной аудитории. В лучшем случае люди вас не поймут, в худшем это непонимание вызовет раздражение, ведь подсознательно сложными словами вы показываете, что умнее их.
Чувство такта помогает учитывать индивидуальные особенности человека, не забывать о его семейном и социальном положении, политических или религиозных убеждениях, национальной принадлежности.
Не учитывая особенностей собеседника, можно допустить большую ошибку. Если педагог желает выделиться из толпы, ему нельзя говорить, что кто-то еще час назад написал заявление о вступлении в профсоюз. Но если человек склонен поступать, как другие, ссылка на авторитет обязательно поможет его мотивации. Если авторитетное лицо нравится педагогу, тот захочет походить на него хотя бы в отдельных поступках. Срабатывает психологический феномен подобия.
Поговорите с коллегой, и вы поймете, каковы его жизненные ориентации, ценности, в чем он убежден, а над чем еще задумывается. Выяснив для себя, что ему дорого, предлагайте поступок в соответствии с его убеждениями.

Ведущая рубрики - Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук