Тематика конкурса сочинений определена тематикой сочинений промежуточной аттестации в 2014 году:
- Книга, без которой я был бы совсем другим.
- Жизнь - это череда выборов.
- Для чего людям знать о тех, кто давно уже умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)?
- Значимое и незначительное. «Главное в физике - умение пренебрегать!» (Л.Д.Ландау).
- Зачем планировать? Как планы влияют на нашу жизнь.
- «Перемены - это постоянная величина» (А.Дидон).
- «Место человека».
 К работе профессионального жюри на первом этапе отбора лучших, или, как сейчас модно говорить, топовых, сочинений были привлечены 23 представителя Ассоциации учителей русского языка и литературы Москвы, которые сами изъявили желание попробовать свои силы в статусе профессиональных экспертов. Можно сказать, что участие в жюри конкурсных сочинений стало для членов нашей предметной ассоциации и проверкой на прочность, сплоченность, и своеобразной творческой лабораторией, и некой новой профессиональной вершиной.
На суд учительского жюри были представлены более 300 конкурсных работ. Экспертов гостеприимно встретили в стенах Московского института развития образования, создали все необходимые условия для продуктивной работы в течение дня. При этом критерии оценивания сочинений изначально активно прошли обсуждение с профессиональным сообществом.
После завершения рабочего дня учителям были торжественно вручены сертификаты экспертов профессионального жюри городского конкурса сочинений. Педагоги уходили вдохновленные, со свежими впечатлениями, с новыми профессиональными вопросами, на которые еще предстоит дать ответ.   
В целом хотелось бы отметить моменты, отражающие общее впечатление экспертов от ученических сочинений:
- Подавляющее большинство работ, к сожалению, все-таки имеют шаблонный, трафаретный характер, в них отсутствуют творческое начало, нестандартность мышления, острота ума или яркость эмоций. Хотя ожидания экспертов перед проверкой были несколько иные, поскольку сочинения так или иначе прошли через предыдущие этапы отбора, к проверке были допущены лучшие работы, «сливки», если можно так выразиться.
- Личностная позиция пишущих почти во всех работах обозначена, однако она, во-первых, подчас выражается как констатация очевидных всем истин, а во-вторых, редко направлена в сторону конкретного анализа ситуаций «Я и общество», «Я и мир», «Я и другие».
- Труднее всего современным десятиклассникам дается сопоставление фактов, «наложение» явлений, ассоциирование событий. Школьники на самом деле немного «хитрят», выбирая путь наименьшего сопротивления в развертывании доказательной базы тех или иных мыслей. Аргументация приводится четкая, тем не менее внутреннее ее наполнение оставляет желать лучшего.
- При построении системы аргументов учащиеся чаще обращаются к жизненным примерам и доводам. Литературный материал если и привлекается, то, как правило, вне связи с позицией автора исходного текста, вне широкого контекста литературы как прежде всего эстетического феномена.
- Логическая стройность большей части сочинений не вызывает сомнений. В работах присутствует обоснованное абзацное членение. Школьники проявляют грамотность в оформлении разнообразных средств связи предложений в тексте. Хотя экспертное сообщество сходится во мнении, что сам логический «стержень», «фундамент» сочинений часто выбирается неэффективно с точки зрения предполагаемого адресата. Ученики, конечно, ориентируются на изначально обозначенный коммуникативный замысел, но в своем большинстве не в должной мере владеют приемами привлечения внимания читателей, они с трудом могут заинтриговать, заинтересовать. Логика сочинений ничуть не способствует этому.
- Необходимо констатировать достаточно высокий уровень наших конкурсантов в части владения нормами современного русского литературного языка. Ребята не допускают грубых речевых ошибок. Если и отмечается, то именно отсутствие стилистического чувства пишущих. Проникновение в работу учащихся официально-деловой, казенной речи не может не вызывать озабоченности и тревоги.
Оценки экспертов, которые мы решили обнародовать, имеют целостный характер и никак не умаляют достоинств отобранных работ победителей и призеров. Не могу не поблагодарить ребят, а также их учителей и родителей за достойные сочинения и желаю дальнейших творческих успехов!

Итоги первого этапа конкурса сочинений «Книга, без которой я был бы совсем другим»
Абдул Карим Далия, школа №19, подразделение лицей «Плехановец», учитель - Юлия Фурманюк.
Анжелика Нана-Джацвуа Акквайе, Центр образования №1811 «Измайлово», учитель - Ирина Еремина.
Анастасия Антонец, школа №192, учитель - Алла Киселева.
Анастасия Балан, школа №6 Троицка, учитель - Елена Барабошина.
Елена Белова, гимназия №1522, учитель - Татьяна Урядникова.
Денис Деянов, первый МОК, учитель - Нонна Акопова.
Анна Еремина, лицей №1589, учитель - Наринэ Стамболцян.
Инна Ильина, школа №19, подразделение лицей «Плехановец», учитель - Юлия Фурманюк.
Нора Карапетян, школа №2008, учитель - Елена Лысенко.
Екатерина Котлинская, гимназия №1636 «НИКА», учитель - Людмила Рахманова.
Антон Кошенков, гимназия №201, учитель - Лариса Новикова.
Матвей Крайнев, школа №641 имени Сергея Есенина, учитель - Ирина Аннушкевич.
Марьям Кушакова, ПК №5, учитель - Наталия Остапенко.
Ксения Липилина, школа №1279, учитель - Любовь Гусарова.
Татьяна Лискина, школа №19, подразделение лицей «Плехановец», учитель - Юлия Фурманюк.
Анна Лобанова, гимназия №1558, учитель - Ольга Денисова.
Андрей Мезенцев, школа №273.
Паулина Морозова, Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ», учитель - Татьяна Савичева.
Евгения Новикова, Центр образования №1637, учитель - Ирина Морозова.
Лариса Остапенко, гимназия №1591, учителя - Владимир Березин (1-4), Анастасия Литвинова (4-7).
Тимур Саванели, школа №1910, учитель - Светлана Аванесян.
Алексей Семушкин, 1-й МОК, учитель - Нонна Акопова.
Анна Слепнева, гимназия №1576, учитель - Сталина Крохина.
Юлия Смоленкова, ПК №5, учитель - Наталия Остапенко.
Евгений Сосновский, гимназия №1538, учитель - Татьяна Демичева.
Михаил Спиридонов, ПК №5, учитель - Наталия Остапенко.
Дмитрий Сычев, школа №979, учитель - Алла Логаева.
Ангелина Фроловская, лицей №1524, учитель - Татьяна Дзатцеева.
Камила Шагодаева, школа №1910, учитель - Светлана Аванесян.
Анна Ширшикова, школа №1980, учитель - Нина Шаипова.

«Зачем планировать? Как планы влияют на нашу жизнь»
Александр Агафонов, гимназия №1597, учитель - Евгения Виноградова.
Екатерина Виноградова, школа №1234, учитель - Инна Чуб.
Полина Карелина, лицей №1524, учитель - Татьяна Дзатцеева.
Екатерина Улыбина, школа №2006, учитель - Татьяна Киселева.

«Жизнь - это череда выборов»
Кирилл Аистов, гимназия №1582, учитель - Ольга Леонтьева.
Лилиана Байкова, гимназия №1597, учитель - Светлана Малышева.
Полина Баулина, школа №882, учитель - Светлана Паулина.
Кирилл Белюков, школа №705, учитель - Ольга Доронина.
Диана Беспечная, школа №1747, учитель - Раиса Заикина.
Анна Воронова, школа №192, учитель - Алла Киселева.
Екатерина Горева, гимназия №1748 «Вертикаль», учитель - Елена Романовская.
Анна Даншенко, школа №1151, учителя - Мария Грачева (русский язык и литература), Ольга Александрова (история и обществознание).
Федор Ельчанинов, школа №1944, учитель - Наталья Войцеховская.
Анна Здобнова, гимназия №201, учитель - Лариса Новикова.
Даниил Кобба, гимназия №1595, учитель - Жанна Красавина.
Юлия Козловская, гимназия №1544, учителя - Ирина Щербакова (русский язык), Белла Турьянская (литература).
Екатерина Комбарова, школа №1485, учитель - Марина Смирнова.
Вероника Кучман, школа №1474, учитель - Ирина Анисимова.
Дарья Лапшонкова, гимназия №1591, учителя - Владимир Березин (1-4), Анастасия Литвинова (4-7).
Арина Лопухова, гимназия №1504, учитель - Ольга Евтеева.
Дарья Луканова, Центр образования №97, учитель - Лариса Железкина.
Виктория Манякина, школа №237, учитель - Светлана Лаврищева.
Анастасия Морева, гимназия «Гамма» №1404, учитель - Татьяна Каратаева.
Денис Немухин, школа №2054, учитель - Лариса Халунова.
Михаил Петренко, лицей №1581, учитель - Оксана Ганабова.
Наталья Сасина, школа №1474, учитель - Любовь Зеленюк.
Антон Сергеев, школа №273.
Сергей Матюгин, школа №273.
Аглая Соловьева, школа №1234, учитель - Инна Чуб.
Даниил Спасский, школа №618, учитель - Ирина Евдокимова.
Анна Спелова, гимназия №1504, учитель - Ольга Евтеева.
Мария Татарская, школа №205 имени Е.К.Лютикова, учитель - Ирина Шевченко.
Анна Тимощук, гимназия №1515, учитель - Людмила Куприянова.
Анастасия Яруткина, школа №1474, учитель - Любовь Зеленюк.

«Для чего людям знать о тех, кто давно уже умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)?»
Диана Акопян, гимназия №201, учитель - Лариса Новикова.
Любовь Бессараб, школа №1980, учитель - Галина Котова.
Дарья Будылева, школа № 420, учитель - Татьяна Вакуленко.
Анастасия Веселкина, школа №1315, учитель - Елена Ваганова.
Анастасия Доброва, лицей Троицка, учитель - Людмила Мишина.
Александра Зимнухова, школа №641 имени Сергея Есенина, учитель - Лариса Вердиян.
Анна Калабина, гимназия №1513, учитель - Надежда Дударева.
Мирослава Кара, школа №932, учитель - Любовь Вашестова.
Анастасия Кириллова, школа №1944, учитель - Наталья Войцеховская.
Надежда Киселева, лицей №1537, учитель - Людмила Бальзакова.
Дмитрий Левен, лицей №1537, учитель - Людмила Бальзакова.
Семен Лопухов, школа №1371, учитель - Людмила Деева.
Татьяна Маландина, школа №1485, учитель - Марина Смирнова.
Полина Миронова, гимназия №1576, учитель - Сталина Крохина.
Дарья Морозова, школа №1908, учитель - Елена Облова.
Полина Пиляр, школа №1315, учитель - Елена Ваганова.
Мария Россовская, школа №37, учитель - Светлана Лаврищева.
Дарья Солдатова, школа №1286, учитель - Екатерина Тримайлова.
Вадим Солонский, лицей города Троицка, учитель - Людмила Мишина.
Георгий Спектор, гимназия №1520 имени Капцовых, учитель - Светлана Дьякова.
Елена Стародубцева, гимназия «Гамма» №1404, учитель - Татьяна Каратаева.
Мария Уколова, государственная столичная гимназия, учителя - Елена Кудрина (русский язык), Ирина Никитина (литература).
Артем Шершнев, школа №508, учитель - Ольга Честных.
Алина Шуина, Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ», учитель - Галина Лясковская.
Александр Юрин, школа-интернат «Интеллектуал», учителя - Татьяна Малюта, Татьяна Баранова.
Анастасия Юсакова, 1-й МОК, учитель - Нонна Акопова.

«Перемены - это постоянная величина» (А.Дидон)
Наталья Белова, Центр образования №1811 «Измайлово», учитель - Ирина Ерёмина.
Сергей Заварухин, Государственная столичная гимназия, учителя - Елена Кудрина (русский язык), Ирина Никитина (литература).
Мария Кепша, гимназия №1636 «НИКА», учитель - Людмила Рахманова.
Андрей Мартинек, школа №518, учитель - Алла Васильева.
Илья Стрельцов, школа №1740, учитель - Галина Панфилова.
Анастасия Юркова, гимназия №1573, учитель - Зоя Черкасова.
Анна Ярошецкая, гимназия №1522, учитель - Марина Маршакова.

«Место человека»
Мариам Каприелова, школа №2005, учитель - Эвелина Солдатова.

«Значимое и незначительное. «Главное в физике - умение пренебрегать!» (Л.Д.Ландау)
Ксения Кириллова, лицей №1581, учитель - Оксана Ганабова.
Никита Лосяков, лицей №1581, учитель - Оксана Ганабова.

Ирина ПОТАПОВА, учитель русского языка и литературы школы №434,
Наталья РОДИНА, учитель русского языка и литературы школы №835:
- Проверка конкурсных работ по литературе учащихся 10-х классов показала снижение уровня литературного образования, слабость аргументации, подмену ее пересказом содержания или ссылкой на произведения, потерю навыка писать сочинение на литературную тему. Объяснить это можно тенденцией к слиянию русского языка и литературы в один предмет, сокращением количества часов на изучение произведений литературы.

Наджия РЫЧКОВА, учитель русского языка и литературы школы №719:
- Как эксперт по проверке сочинений десятиклассников хочу отметить, что написать сочинение дети смогли, только сказалось сильное давление клише части С ЕГЭ по русскому языку. Среди проверенных мной 17 работ я бы отметила только два стоящих сочинения, где ребята полноценно отобразили личностное восприятие действительности. Не раскрываются наши ребята, прячут свои мысли. Я сама проводила в 10-м классе промежуточное сочинение и много времени провела на сайтах. Во многих проверенных конкурсных работах встречаются выдержки из готовых сочинений. Иногда это достаточно большие фрагменты. Встретились две почти одинаковые работы. Здесь явно профессиональная недоработка учителей, не проследивших наличие текстов сочинения на сайтах Интернета. Все это печально... Но проводить сочинение необходимо, поколение надо спасать.

Елена НОВИКОВА, учитель русского языка и литературы школы №273:
- Критерии оценки сочинений, к сожалению, не всегда были идеальны, так как баллами 0-2 практически не пришлось пользоваться. Если предположить, что учителя сознательно и компетентно выслали на конкурс лучшие работы учащихся (или хотя бы хорошие), то первые три балла изначально исключались. Что касается тем сочинений, то самой непопулярной оказалась цитата из Л.Д.Ландау, поскольку она непрозрачна. Следует также отметить, что темы выборов и перемен перекликаются. По теме о любимой книге, предполагающей пронзительную, искреннюю работу, таковых работ как раз было мало. Интересно посмотреть и на типологию примеров из литературы. Если поверить в то, что сочинения десятиклассники писали в незашоренном ЕГЭ состоянии, то очень часто упоминались «Война и мир» (чаще образ Андрея Болконского, но не рядом с дубом, как это обычно бывает на ЕГЭ) и «Преступление и наказание» (образ Родиона Раскольникова). Еще раз убеждаемся в ценности классики.
Как учитель не могу не привести выборку по темам.
В раскрытии темы «Для чего людям знать о тех, кто давно уже умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)?» учащиеся, как правило, делали акцент на цикличности истории, исходя из чего люди должны извлекать уроки, развиваться, выстраивать собственную линию жизни. Среди прочих работ есть прекрасные строки о литературных героях и литературе в целом. Например: «Они (литературные герои) «подсвечивают» нашу жизненную дорогу» (Даниил Тихоцкий); «Литература воспитывает иносказательно, в этом ее прелесть» (Мария Уколова). По истории учащиеся много цитируют: «Народ, который не помнит свою историю, обречен пережить ее вновь» (Джордж Сантаян); «История - самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики» (Индира Ганди). Ребята в оценке действительности порой очень самокритичны: «Мы живем в век моментального удовлетворения потребностей, нам даже не нужно ничего запоминать, стоит лишь иметь при себе смартфон и выход в Интернет. Люди перестают размышлять, чувствовать» (Артем Шершнев).
А вот тема «Жизнь - это череда выборов». В центре внимания размышлений десятиклассников выбор как проявление свободы личности, как возможность движения, прогресса. Выбор, по мнению ребят, делает жизнь интересней, ведь «под лежачий камень и вода не течет». «Ирония в том, что всем приходится выбирать», - пишет Наталья Токмакова. В своей аргументации школьники высказывают собственные мысли или ссылаются на классику, например: «Не ум главное, а то, что его направляет, - натура, сердце, благородные свойства, развитие» (Федор Достоевский).
Обратимся к теме «Зачем планировать? Как планы влияют на нашу жизнь». «Жизнь - это лишь список дел на сегодняшний день...» Какое красивое начало сочинения! Планирование, с точки зрения современного подростка, позволяет сделать будущее более определенным, понятным, близким. Человек стремится к планированию, потому что боится неизвестности. Афористичность ученической речи, а в конце концов глубина и напряженность мысли порой поражают: «Наша жизнь - это миллионы причин и следствий», «План можно сравнить с зарядкой» (Александра Зубенко); «Изменения в наших планах - это случайность или закономерность? Плохо или хорошо?» (Екатерина Улыбина).
В сочинении на тему «Книга, без которой я был бы совсем другим» ребята подчас стремятся к морализаторству, поучительной тональности, все-таки не свойственной этому возрасту. При этом иногда, сами того не замечая, «присваивают» себе чужие высказывания: «Человек нечитающий проживает одну жизнь, а читающий - миллионы» (Нора Карапетян); «В древности к книге относились, как к святыне, украшали ее» (Екатерина Уткина); «Если я не прочитаю как можно больше книг, я упущу какое-то таинство жизни» (Анна Ширшикова). Практически во всех сочинениях на эту тему ученики старались извлечь уроки из прочитанных и полюбившихся книг. Например, из «Преступления и наказания» десятиклассник извлек такой урок: «Не нужно перешагивать через свою натуру, будь самим собой» (Владислав Шалабин).
Хорошие находки эксперты обнаружили в рассуждениях на тему «Значимое и незначительное». «Главное в физике - умение пренебрегать!» (Л.Д.Ландау). Как пример: «Иногда неспособность выделить главное является фактором неудачи», «Все великое есть продолжение малого» (Мария Юренкова). Необыкновенно точны приведенные слова из кинофильма «Облачный атлас»:
«- Все твои усилия лишь капля в океан.
- Но ЧТО есть океан, если не множество капель?»
В целом сочинения были в духе нашего времени. Учителя оказались на высоте: не выслали что-нибудь, но и ярких, подлинно талантливых работ, дотошных, вдумчивых единицы.

Мария САДОВСКАЯ, учитель русского языка и литературы гимназии №1532:
- Проведенное в 10-х классах сочинение - это, безусловно, нужное начинание, поставленные цели и задачи обоснованны и своевременны. Однако учащиеся и учителя были несколько сбиты с толку заявленной метапредметностью сочинения и наличием выбора формы промежуточной аттестации. Сейчас, после проведения первого подобного мероприятия, уже понятно, как готовить детей и на что настраивать. Так как при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, да и по литературе тоже, мы обращаем внимание на то, что важно выполнить требования к работе, соответствовать критериям оценки, а развернутое собственное рассуждение не предполагается, то и в этой работе, безусловно, было заметно влияние такого подхода. Поэтому очень хорошо, что в критерии оценивания переводного сочинения введено наличие замысла и оригинальных идей, однако на это следует специально обратить внимание учащихся при подготовке к такой форме работы. Видимо, теперь и в предыдущих классах сочинению-размышлению будут уделять больше внимания. Это очень нужно сейчас, так как дети явно испытывают проблемы с логикой и умением связно и последовательно высказать свои мысли, заметны клиповость и разорванность мышления. На конкурс были представлены лучшие работы, среди них были действительно уникальные сочинения, демонстрирующие и свободное владение языком, и наличие собственного неклишированного мышления, начитанность и широкий кругозор автора. Такие сочинения доставляют несказанное удовольствие при проверке. Наши школьники много общаются в Интернете, но это общение носит зачастую примитивный характер, круг общения на самом деле весьма ограничен, поэтому возможность ознакомиться с тем, как умеют рассуждать ровесники, конечно, полезна. Необходимо это и учителям, чтобы преодолеть устоявшееся мнение о своих учениках, увидеть новые перспективы работы. Мне кажется актуальным ввести сочинения-рассуждения в практику работы всех учителей-предметников начиная уже с пятого класса. Таким образом мы и свяжем наше теоретическое образование с жизнью, так как детям придется не просто выучить параграф, а порассуждать на эту тему и высказать собственное понимание и отношение. А здесь уже ярко выражена и метапредметность обучения, особенно если учитель будет поощрять прямые и ассоциативные связи с информацией, полученной на других уроках. Это еще один аспект развития мыследеятельностного подхода, который лег в основу нового образовательного стандарта.

Ирина СИМАНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1085:
- Возвращение сочинения в школьную практику - очень важный шаг в развитии современного образования. Школьники должны понимать значимость такого предмета, как «Литература», среди других предметов, важно научить школьников видеть взаимосвязь русской классической литературы с русской историей, научить не просто прочитывать произведения, запоминать персонажей, события, помнить даты важных исторических событий, а извлекать из этого потока информации самую суть, концентрировать внимание на самом главном, делать из этого выводы. Необходимо возвратить предмету «Литература» былой статус, чтобы произведения не «проходили», а изучали вдумчиво, внимательно. Проверка сочинений десятиклассников показала, что нападки на молодое поколение напрасны: современные ученики читают, произведения заставляют их думать, анализировать. Самым интересным для анализа произведением ученики назвали «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. К сожалению, темп современного общества таков, что человеку просто некогда остановиться: нет времени для анализа поступков, событий, нет времени просто для разговора по душам. Вот именно здесь и нужны уроки литературы, которые позволят молодому человеку раскрыться, поделиться своими мыслями, послушать своих одноклассников.

Ирина САПОЖНИКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1747:
- Русский язык и литература - одни из главных учебных дисциплин в школе. Они играют основную роль в процессе воспитания и образования личности, в формировании нравственных качеств человека и его национального самосознания.
Сегодня деятельность учителей русского языка и литературы направлена на то, чтобы дети читали больше, говорили правильно, бережно относились к традициям языка, знали историю своей страны. Каждый учитель использует в своей работе различные формы и методы, чтобы вырастить человека мыслящего, думающего, уверенно идущего к достижению своей цели. Живой интерес вызывают предметные олимпиады, творческие конкурсы, фестивали, проектно-исследовательская деятельность.
Возможность высказаться и показать свои знания представилась в этом году нашим десятиклассникам при написании сочинения-рассуждения, выражающего личностную позицию по общественно значимым вопросам. С большим интересом мы читали о главных книгах в жизни ребят. Это произведения Л.Толстого, И.Тургенева, Ф.Достоевского, стихи С.Есенина, А.Ахматовой, а также рассказы В.Шукшина, В.Астафьева, В.Распутина. О роли личности в истории будущие выпускники размышляют ярко, приводя в пример правителей, ученых, полководцев. О череде выборов задумываются многие. Не оставляют равнодушными сочинения о планах, которые «влияют на нашу жизнь». Все это позволяет говорить о том, что у наших детей любовь к родному языку, интерес к изучению литературы, истории, желание узнавать новое и делать открытия всегда будут основными. Самое главное в работе учителя - это доброта, любовь к детям и высокий профессионализм. Если красота должна спасти мир, то искренняя доброта, любовь к детям могут сделать очень многое в деле воспитания и образования будущего поколения.

Светлана СМАГИНА, учитель русского языка и литературы школы №1234:
- Благодарю организаторов конкурса за возможность высказаться по поводу оценивания сочинений десятиклассников.
Во-первых, прошу обратить внимание на несоответствие критериев оценивания, предложенных в Положении о проведении промежуточной аттестации обучающихся 10-х классов в форме сочинения и критериев оценивания конкурсных сочинений в части раскрытия темы и аргументации. Получается, что учителя не имели возможности на этапе подготовки дать полноценную целевую установку обучающимся, сочинения, оцененные на «отлично» в школе, на конкурсе не могли получить высшие баллы ввиду отсутствия такого параметра, как «умение сопоставлять факты и события истории, современной действительности, достижений науки и практики». Более того, этот критерий в разной степени уместен в разных темах сочинений. Во-вторых, при оценивании конкурсных работ не было критерия, учитывающего наличие фактических ошибок в фоновом материале. Нечеткая формулировка «владение современным литературным языком» не соотносит количество речевых и грамматических ошибок с пятибалльной системой (от 0 до 4), в целом очень удобной и практичной. В-третьих, следует однозначно определить невозможность использования Интернета во время сочинения. Ввиду того что было предложено принять локальный акт о проведении промежуточной аттестации, учителя литературы нашей школы (и, насколько мне известно, многих других школ) установили: «Во время работы над сочинением обучающиеся имеют возможность использовать тексты художественной литературы, словари на бумажных носителях. Во время проведения сочинения не разрешается использовать мобильные средства связи и прочие электронные средства коммуникации». Кроме того, по программе в 10-м классе мы в основном изучаем русскую литературу, поэтому ориентировали учеников на подбор примеров для аргументации исключительно из русской классической литературы. Но, наверное, мы ошибались. Пожалуй, вопрос надо поставить более широко: давайте определим статус этого сочинения! Какое сочинение должны написать десятиклассники: по литературе или мировоззренческое? Хочется надеяться, что определение концепции и более четкие критерии оценивания, одинаковые для всех школ, позволят выдвинуть на конкурс наиболее достойные сочинения, позволяющие выявить степень личностной и социальной зрелости обучающихся.

Ирина РЯСНАЯ, учитель русского языка и литературы ЦО №1989:
- Сочинения десятиклассников лично меня приятно поразили. Как оказалось, сегодняшние дети - вдумчивые читатели, юные философы, оптимисты, патриоты. Тезис о нечитающем поколении, широко развернутый в средствах массовой информации, с моей точки зрения, опровергнут без всяких сомнений.