В течение десяти дней ее студенты прослушали курс лекций по истории кино, сценарному мастерству, основам режиссуры, монтажу, звукорежиссуре, спецэффектам, актерскому мастерству, работе со светом и тут же имели возможность применить свои знания на практике, создав при поддержке своих мастеров три учебных фильма, съемки которых были организованы по-взрослому: с раскадровками, листами реквизита, постановкой света, десятками дублей и тринадцатичасовыми сменами. В последний день устроили показ на город и заявили о продолжении работы в следующем году: собираются осваивать кинодокументалистику и снять к двадцатилетию гимназии фильм о ней глазами молодых. А один из трех снятых в этой киношколе фильмов уже вошел в шорт-лист на конкурсе «Кока-Колы» и будет бороться за абсолютную победу. Выпускники первой сессии киношколы - люди, которые за две недели получили конкретные инструменты, для того чтобы реализовывать свои стремления и менять этим мир.
А начиналась эта история так. Моя одноклассница Даша Гладышева, окончившая социологический факультет гуманитарного университета, стала работать в кино, где прошла путь от «хлопушки» до монтажера фильма «Метро», главного отечественного блокбастера последних лет. И вот как раз во время работы над «Метро» она открывает киношколу. Сама. Проводит бесплатные лекции ведущих кинематографистов, обучающие курсы. Некоторое время спустя начинает работать со школьниками. Открывает летний кинолагерь в Черногории, делает выездные курсы в российских школах. Сейчас она руководитель направления по работе с регионами Молодежного центра Союза кинематографистов.
Пока мы считаем баллы ЕГЭ и проводим тендеры на закупку авторучек, образование происходит здесь и сейчас. Оно не имеет права быть неповоротливым, если хочет дать шанс молодым людям сделать этот мир лучше. Ничто не заменит в образовании ощущения сделанного дела, реализации своего замысла - актуального для окружающего пространства и востребованного в нем. И школа сегодня - это центр координации и реализации таких проектов, частных инициатив, индивидуального развития детей, развития их личности, это пространство качественных мотиваций. Ну или средство всех построить в ряд. Выбор за нами.
Кстати, что такое МакГаффин, в честь которого названа киношкола Дарьи Гладышевой? Так среди киношников называется предмет, вокруг обладания которым строится сюжет фильма (например, двенадцать стульев или содержимое чемодана в «Криминальном чтиве»). Причем, что именно за предмет, не важно - это только предлог для развития интриги, своего рода дырка от бублика.
Что является МакГаффином в нашей школьной жизни? А что - ее сюжетом? Пусть это будет домашним заданием на лето...