Анализируя за четыре года звонки на Всероссийский детский телефон доверия (а их поступило более 3,7 млн), психологи-консультанты пришли к выводу, что больше всего абонентов беспокоят проблемы во взаимоотношениях с родителями, родственниками и конфликты с друзьями и сверстниками. Телефонное психологическое консультирование - одна из реальных форм помощи детям в установлении мостков взаимопонимания. О том, как сделать эту нужную службу доступной для всех, определить дальнейший вектор ее развития, и о многих других проблемах, связанных с оказанием дистанционной психологической помощи детям и взрослым, шла речь на Всероссийской конференции «Детский телефон доверия как механизм раннего выявления детского и семейного неблагополучия». Инициатором ее проведения выступил Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при участии Министерства труда и социальной защиты РФ. В зале заседаний этого ведомства на Ильинке собрались психологи, социологи, работники органов соцзащиты и других ведомств, преподаватели вузов и учреждений профобразования из 56 субъектов РФ.
Марина Гордеева, председатель фонда, заострила внимание на задачах развития дистанционной психологической помощи детям в той или иной трудной жизненной ситуации. Экстренность, анонимность, конфиденциальность - бесспорные достоинства детского телефона доверия. Он может оказаться единственным каналом, по которому ребенок сообщит о своей беде. Не обошла Марина Владимировна и такой немаловажный вопрос, как подготовка специалистов. Сегодня психологов с практическим уклоном работы на телефоне доверия нигде не готовят. Дефицит знаний и навыков, связанных с телефонным консультированием детей, компенсируют специальные курсы, организованные фондом.
Для меня, неспециалиста, открытием стало, что есть особые технологии для работы со звонком-молчанием. Это когда ребенок звонит в службу и просто дышит в трубку. Задача консультанта - помочь молчуну заговорить, специалист не может в этом случае просто положить трубку. А вдруг он упустит шанс помочь подростку справиться со своими страхами и не совершить непоправимый шаг. Примечательно, что в ходе конференции оживленный диспут возник при обсуждении профессионального стандарта психолога социальной сферы.
Участникам форума было полезно узнать о положительном опыте обеспечения доступности и организации работы детского телефона доверия, его встроенности в систему профилактики детского и семейного неблагополучия в Мурманской, Калужской, Новосибирской, Тамбовской областях, Республике Татарстан, ХМАО - Югре и других регионах.
Елена Бахарева, заместитель министра социального развития Новосибирской области, считает телефон доверия надежным индикатором, оперативно сигнализирующим о тех или иных проблемах в семейной политике. В регионе создана единая служба сопровождения семьи, работает программа «Мир, добрый к детям». Работники социальной сферы, сотрудники УВД и МЧС, волонтеры отряда «Доброспас» и еще 20 общественных организаций оказывают действенную помощь детям группы риска. Результаты такого взаимодействия весьма ощутимы. На 5-7 процентов ежегодно снижается количество семей, находящихся в социально опасной ситуации.
Людмила Бокова, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, напомнила о том, что основным ориентиром сегодня в сфере семейной политики является Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Она четко расставляет все приоритеты. Людмила Николаевна подчеркнула, что сейчас на всех площадках активно обсуждается концепция семейной политики. Она должна активно реагировать на новые реалии, те трудности, с которыми могут столкнуться семьи с детьми. Снижение ценности родительства, риск бедности для многодетных семей, недостаточная правовая защита работников с детьми - эти и другие проблемы создают напряжение в социальной сфере. Градус тревожности необходимо снижать, используя всевозможные механизмы, в том числе и детский телефон доверия.