«Учительская газета» №95 (6075) от 12 августа 1969 года

Живая речь
В кругах языковедов бытует ошибочное мнение о культуре речи. Будто она является автоматическим следствием эрудированности: кто знает, тот и говорить умеет, а незнающему никакие упражнения не помогут. На самом деле связь между знанием и умением литературно выражать свои мысли не так прямолинейна и куда более сложна. Полагают также, что достаточно заложить солидный фундамент из теоретических положений грамматики, а «стилистическая надстройка» над ним не представляет труда. Так вот и появился на выпускном курсе факультета русского языка и литературы куцый практикум по стилистике, к тому же грамматической...
В средней и высшей школе возобладала тенденция сокращать часы на изучение литературы, чтобы высвободить больше времени на язык. А это пагубно сказывается на изучении именно последнего. В самом деле, где же школьник или студент найдут более богатую и совершенную речь, как не в произведениях писателей. Занятия литературой, естественно, сопровождаются множеством разнообразных упражнений, развивающих мысль и речь: пересказыванием, художественным пересказом, цитированием, ответами на вопросы, докладами, сочинениями. Литература в высшей степени будит мысль и подсказывает формы ее выражения. Известно также, что начитанный школьник более грамотный.

В.Никольский, г. Калинин


«Учительская газета» №82 (6215) от 11 июля 1970 года

Больше теории!
В советской педагогической психологии за последние 10-15 лет произошел решающий сдвиг в стратегии исследования. Например, Ш.Амонашвили (Тбилиси) показал, что обучение детей без отметки и формирование собственно познавательных мотивов вполне возможно. Надо только усилить удельный вес теоретических знаний, давать уроки на высоком уровне трудности.
Вторая сторона развития школьника - формирование его учебной деятельности. К началу школьного обучения дети еще не могут самостоятельно поставить перед собой учебную задачу и определить способы ее выполнения. Все это в руках учителя. На долю ученика остаются чисто исполнительские функции. Лишь постепенно все элементы учебной деятельности передаются ученику, а учитель раскрывает детям научное содержание усваиваемых знаний. К сожалению, вопрос этот исследован еще недостаточно. Удалось только выяснить, что формирование основных структурных компонентов учебной деятельности происходит значительно более эффективно в условиях, когда обучение строится как система учебных, теоретических задач.
Д.Б.Эльконин,
член-корр. АПН СССР


«Учительская газета» №79 (6369) от 10 июля 1971 года

Будущие учителя
- Почему вы идете именно в педагогический вуз?
- Я люблю детей... (такой ответ можно услышать в приемной комиссии педфака). Я люблю литературу... (на филфаке). Я люблю немецкий, английский, французский... (на факультете иностранного языка).
- Но, позвольте, этого же недостаточно для выбора педагогической профессии! А что вычитали из педагогической литературы? А из книг, рассказывающих о труде учителя?
В ответ робкая улыбка. Потом вспоминают «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко. Всего дважды назвали «Флаги на башнях». Маловато! Конечно, многое может раскрыться впоследствии, но в смысле профориентации применительно к самой педагогической профессии школа пока еще делает очень мало, как ни странно.
С.Шиповский

От редакции

Интересно, а что сейчас отвечают абитуриенты на вопрос, почему они решили поступать именно в педвуз?