Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит интересный разговор, который касается каждого из нас без исключения. Тему его вы сформулируете сами, после того как прослушаете притчу.
Однажды человек предстал перед Создателем и спросил Его:
- Правда ли, что жизнь каждого предопределена судьбой, и судьба эта записана в Книге Судеб задолго до рождения?
- При рождении каждому человеку я преподношу Дар, - ответил Создатель,- и Дар этот вы, смертные, зовете Судьбой.
- Значит,- переспросил человек, - Книга Судеб действительно существует?
Создатель кивнул, извлек из небытия Книгу и дал ее человеку.
Человек наугад раскрыл Книгу и стал читать описание своей прожитой жизни.
Он закрыл книгу и отложил ее в сторону.
- Значит, все было бессмысленно, - сказал человек, - все страхи и радости, все надежды, сомнения и цели, вся жизнь. Я играю роль. Я марионетка.
- Пролистай книгу дальше, - сказал Создатель.
Человек снова открыл книгу и начал перелистывать страницы. Здесь было записано все, что он делал, думал и чувствовал! Он листал, листал и листал... Наконец, дошел до последней страницы, где буквы, появляющиеся из ниоткуда, составляли предложение: «Он смотрел на появляющиеся из ниоткуда буквы, которые составляли предложение...»
- Эта книга записывает мою судьбу? - спросил человек. И краем глаза заметил, как буквы составили предложение: «Он задал вопрос: «Эта книга записывает мою судьбу?»
- Да, ответил Создатель, но создаешь свою судьбу ты!
Какие слова притчи вы считаете ключевыми?
Используя названные слова, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Учащиеся формулируют тему урока: «Человек - создатель своей судьбы?»
Учитель: Это тот вопрос, на который нам предстоит ответить, поэтому в конце мы поставим пока знак вопроса, а в конце урока обязательно вернемся к этой фразе.
«Человек - создатель своей судьбы»... Ребята, а какие еще слова ассоциируются у вас со словом «судьба»?
Прием «Мозговой штурм»
Составляется кластер (см. схему). Учащиеся работают в тетрадях, учитель на доске.
Учитель: Так что же такое судьба?
Дети отвечают. Можно дописать кластер.
Постановка целей урока
Учитель: Наш разговор сегодня о судьбе конкретного человека - Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова, и о судьбе вообще. О том, кем же является человек: создателем своей судьбы или всего лишь исполнителем ее воли. Наша цель: работая с текстом рассказа Шолохова, определить, каким характером должен обладать человек, чтобы преодолеть испытания, посланные судьбой; поразмышлять, а можно ли после пережитых страданий сохранить в своей душе способность любить и возродиться к жизни.
Об этом и строки стихотворения известной смоленской поэтессы Тамары Лосевой:
О судьбе мы по книгам гадаем,
По приметам, по линиям рук.
Мы печалимся, плачем,
страдаем,
И судьба для нас - сущий недуг.
Если ж сердце не знает покоя,
Если в пепел душа не сгорит,
То уверенно, твердой рукою
Человек сам судьбу сотворит!

Если в линиях рук заложено предначертание судьбы (ведь недаром гадают по руке), то Шолохов почти не дает читателю возможности гадать. Кроме того, он обращает наше внимание на некоторые конкретные детали, имеющие немаловажное значение. Какое? Обратимся к картам исследования.
1-я группа исследовала описание рук главного героя.
2-я группа выясняла значения имен героев.
3-я группа работала с описанием глаз Андрея Соколова.
Учитель: Какое же значение для Шолохова имеет деталь?
Дети: Такими незначительными на первый взгляд деталями Шолохов раскрывает и черты характера человека, и его душевное состояние, и предопределение судьбы.
Учитель: О предопределении судьбы мы говорим не зря, так как существуют обстоятельства, которые мы не в силах предотвратить. Человека невозможно вырвать из времени, из того исторического периода, события которого он переживает. Для Андрея Соколова и его семьи это война.
На прошлом уроке мы с вами выделили те эпизоды, к которым предстоит обратиться сегодня, так как они являются наиболее важными для понимания характера героя.
У каждой группы своя распечатка эпизода, остальные следят по тексту.
Эпизод 1-й - прощание с семьей.
Учитель: Какие ключевые моменты здесь можно выделить? Как Шолохов дает понять читателю, что эпизод прощания - это то обстоятельство, которое невозможно преодолеть?
Дети: «Вперед клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра...» Она бессильна противостоять обстоятельствам. Пытается, но не может. И ее предчувствие оправдывается.
Эпизод 2-й - плен, в церкви.
Учитель: Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие - выбор самого человека, хотя его и человеком-то трудно назвать.
Вывод: В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в самых сложных обстоятельствах. Доктор и предатель здесь воплощают противоположные жизненные позиции.
Учитель: Какая позиция ближе Соколову?
Дети: Позиция доктора вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.
Учитель: Почему же выбор самого героя противоречит жизненным устоям? Ведь одна из главных заповедей - «Не убий». Почему же он убивает Крыжнева?
Дети: Это выбор, противоречащий его натуре, но он был вынужденным. Хотя это и звучит дико: убить одного ради спасения жизни другого, но это выбор, обусловленный войной. Это абсурд войны.
Учитель: Почему же мы в экстремальной ситуации не всегда находим правильное решение?
Эпизод 3-й - гибель семьи и Анатолия.
Учитель: Какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?
Дети: Самым страшным стала для Соколова потеря близких.
Вывод: Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом - очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от ветров судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разоренный очаг принес в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.
Учитель: Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?
Дети: Человек может ожесточиться, возненавидеть всех и даже лишить себя жизни.
Учитель: Но не сломили героя рассказа обстоятельства. Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается.
Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы все, что можно было, совершенно опустошенный, встречает Ванюшку.
Эпизод 4-й - встреча с Ванюшкой в машине. Демонстрация видео.
Учитель: Человек - создатель своей судьбы. Так звучит тема нашего занятия. В начале урока нам предстояло ответить на этот вопрос. Как вы думаете, мы на него ответили? Какой же знак можно поставить в конце этого высказывания? Запишите фразу и выберите знак.
Дети читают с разными знаками и комментируют:
... - не каждый человек может пойти в своем выборе до конца, все завит от характера и воли.
. - утверждение, полностью согласен с фразой.
! - человек всегда должен создавать сам свою судьбу, используя все свои возможности.
Вывод: Сквозь все испытания Соколов пронес чистую, широкую русскую душу. Человек становится подлинно красивым, когда он оказывается в состоянии переступить через страх перед злом, перед неотвратимостью судьбы, сделав судьбоносный выбор самостоятельно. В пожарище войны душа героя не превратилась в пепел, в ней не сгорела способность любить!
Недаром одна английская газета писала: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во Второй мировой войне, прочтите рассказ Шолохова «Судьба человека».
Учитель: Почему? Ведь, несмотря на то что рассказ М.Шолохова о войне, мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?
Дети: У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а силу человеческого духа. Это подчеркивается и в иллюстрациях художников, и в экранизации произведения.
Видеоролик на песню «Судьба» - подготовка к рефлексии.
Учитель: Андрей Соколов - создатель не только своей судьбы, но и судьбы своей страны в переломный момент истории.
Человек... Судьба... Родина... Эти понятия неразрывно связаны.
Создание синквейнов по группам.
Человек
Мужественный, стойкий
Испытал, выстоял, не сломался
Настоящий защитник Родины
Борец
Учитель: Возможно, Книга Судеб действительно существует, но самые главные записи делаем в ней мы. Давайте же оставим свои записи в нашей Книге Судеб.
Приглашаются представители каждой из трех групп. Ребята вклеивают свои синквейны в Книгу Судеб и зачитывают их.
Учитель: Я тоже хочу подарить вам страничку из нашей Книги Судеб - напутствие Шолохова выпускникам.
В 2008 году старшая дочь писателя Светлана Михайловна Шолохова передала в фонды музея-заповедника М.А.Шолохова фоторепродукцию на ткани ленинградского художника И.Наровлянского «Алые паруса», где напечатано пожелание М.А.Шолохова ленинградским выпускникам 1973 года.
Вот что написал Шолохов, обращаясь к парням и девчатам Ленинграда: «В юности каждый человек идет на бригантине. Однако настоящий человек - под алыми революционными парусами. Плывущий неизбежно попадает в «ревущие сороковые широты». И вот тут уже предстоят суровые испытания и качеству оснастки, и воле, и мастерству ведущего бригантину. Важно, чтобы при всех обстоятельствах выдержали и паруса, и плывущие под ними! М.Шолохов».
Домашнее задание: письменный комментарий к рассказу (в любой форме).
Учитель: Заполните, пожалуйста, оценочные листы. А итоговую оценку за урок я объявлю вам в начале следующего занятия.

Прим. ред. Карты исследования, фрагменты из произведения для анализа, оценочный лист, фрагмент из фильма «Судьба человека», видеоролик на песню «Судьба» опубликованы на сайте «Учительской газеты»: www.ug.ru/method_article/822

​Лилия МИРОШКИНА, учитель русского языка и литературы школы №27 имени Э.А.Хиля Смоленска, учитель года Смоленской области-2013