Задачи
Познавательная: ознакомить с историей Рязанского края.
Учебная: учиться работать со справочным материалом, доказывать свою точку зрения, используя информацию из литературных источников.

Оборудование:
- литературные источники: «Сказание о Евпатии Коловрате» С.Голицына, издательство «Малыш», 1987 г.; отрывки из «Повести о разорении Рязани Батыем»; «Наша древняя столица. Разоряя города, шла монгольская орда» Н.Кончаловской;
- видеофрагмент из мультфильма «Сказ о Евпатии Коловрате», Союзмультфильм, 1985 г.;
- репродукции картин русских художников, рассказывающих о татаро-монгольском нашествии;
- раздаточный материал: конверты с фотографиями памятников Евпатию Коловрату, кроссворд;
- мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем урок краеведения. Что мы изучаем на этом уроке?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам истории Рязанского края. Как и на прошлом уроке, перенесемся в прошлое.
Повторение изученного, актуализация мыслительной деятельности
Учитель: Какой же была рязанская земля в то далекое время?
Ребята пересказывают отрывки из текста о Рязани.
Учитель: На уроках литературы и краеведения мы говорили о русских богатырях, защищавших нашу землю. Мы рисовали былинных героев на уроке изобразительного искусства, писали о них сочинение на уроке развития речи. Каких богатырей, защитников родной земли, вы помните?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня вы узнаете имя еще одного героя Рязанщины, мужественного защитника Русской земли.
Тревожно было на Руси в начале XIII века. От кого в те годы приходилось защищать Русскую землю?
Дети: От набегов кочевников.
Учитель: Это были монголо-татары. Кто же такие монголо-татары?
Учащиеся читают или подготовленный ученик пересказывает статью «Жизнь монголо-татар». Приложение 1.
Учитель: Как вооружены были монголо-татары? Кто был их предводителем? Чтение статьи или рассказ учащегося «Монгольское войско». Приложение 2.
Учитель: Отличалось ли русское войско от монгольского?
Учащиеся проводят сравнение, используя текст статьи и рисунки на слайдах.
Работа над новой темой
Учитель (в ходе рассказа он вывешивает таблички с историческими датами, числами, опорными словами на доску. В конспекте эти данные выделены цветом): Монголы много воевали. Поиск новых пастбищ для десятков тысяч лошадей, захват военной добычи для содержания огромной армии, желание покорить весь мир - вот причины завоевательных походов.
Монгольские войска захватили много разных стран под предводительством грозного Чингисхана.
И вот в 1237 году до Рязани дошли вести о том, что невиданные доселе племена кочевников во главе с ханом Батыем, внуком Чингисхана, движутся на Русь. Многие города покорит хан Батый: Владимир, Торжок, Козельск... Но первая русская земля, которой суждено было столкнуться с захватчиками, была земля рязанская.
...Был страшный год,
Когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя - внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня.
Был страшный век,
когда монголы
На Русь лавиною пошли...
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли...
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком -
Сжигать и грабить города....
Н.Кончаловская.
«Наша древняя столица»

Этим страшным событиям посвящено много литературных произведений. Рязанский поэт Борис Жаворонков так писал о тех временах:
У стен Рязани лютая орда.
В ней сколько тысяч?.. Сто?
А может, триста?..
Орда с налету бросилась
на приступ.
Орда привыкла грабить города!
Лавиной - к валу.
Тащат сотни лестниц.
Бросают копья.
В город - тучи стрел...
Отряд рязанцев к ночи поредел.
В дыму укрылся
поседелый месяц...
А утром вновь во рву кипит вода.
На город лезет лютая орда.
Ползет на красный вал
степной туман.
Стоят рязанцы пятый день
без смены...
Все новые и новые тумены
Бросает в бой
остервенелый хан...
Над городом огня круговорот!
С той стороны,
у крепостных ворот,
Готовят стенобитные
тараны...
В ворота за тараном бьет
таран...
Гудящих стрел не затихает хор.
В огне земля, и небо, и собор...
Черны глаза Батыя. Злой прищур.
Горелая земля от стужи
стынет.
Остывшая смола стекает
с тына.
Остывший пепел бьет
из амбразур.
Разрушены обугленные башни.
В золе - соборы. Никого в живых.
Клубится дым на берегах
крутых.
Ложится гарь
на сгорбленные пашни.
День наступает,
молчалив и хмур.
Кровавых глаз
властительный прищур...

16 декабря войска Батыя обступили Рязань. 5 дней длился штурм города. На шестой день героической обороны пала Рязань. Враги ворвались в город. Это было 21 декабря 1237 года. Не было в городе ни стонущего, ни плачущего - все вместе лежали мертвыми. Вот что рассказывает «Повесть о разорении Рязани Батыем» о той трагедии:
«И стал воевать царь Батый окаянный рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно... А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие с пороками, а третьи - с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань. И не осталось в городе ни одного живого, все равно умерли и единую чашу смертную испили».
Отважно бились рязанцы за свою землю. Много славных имен защитников вписано в историю. Одно из них Евпатий Коловрат - рязанский боярин, воевода, легендарный богатырь.
В это время рязанский боярин Евпатий Коловрат находился в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем. Услышав о нашествии Батыя, он немедленно выступил из Чернигова с небольшой дружиной на помощь родному городу, но опоздал. Евпатий застал землю рязанскую уже опустевшей и разоренной, людей убитыми, а церкви сожженными. Та же ужасная картина предстала перед его глазами и в самой Рязани: лишь черный дым стлался над унылым пепелищем, да истошно каркало воронье... «И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляясь в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил вне города. И погнались вслед безбожного царя, и едва настигли его в земле суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы».
Началась жестокая, беспощадная схватка. Монгольские полки были смяты. Ужас и паника охватили татар. Захватчикам показалось, что это мертвые рязанцы ожили и мстят им. Сам же Евпатий, насквозь проезжая сильные татарские полки, бил их беспощадно, истреблял лучших воинов армии Батыя. Когда тупились от ударов мечи, Евпатий брал мечи вражеские и продолжал сокрушать врага. Так храбро бился Евпатий Коловрат и ездил среди неприятельских полков так бесстрашно и мужественно, что испугался даже сам Батый.
Решил Батый послать против Евпатия лучшие, сильные полки во главе со своим шурином Хостоврулом, который похвастался, что сможет привести Коловрата живым.
Давайте прочитаем, как об этой схватке рассказывается в книге «Сказание о Евпатии Коловрате».
Самостоятельное чтение учащимися отрывка из книги С.Голицына «Сказание о Евпатии Коловрате» (с. 18-19 со второго абзаца).
Учитель: Испугались татары такого исполина, не смогли одержать победу над Коловратом и его дружиной в открытом бою, решили использовать против них пороки - китайские камнеметные машины. Навели огромное количество пороков на Коловрата и стали бить по нему. Враги победили.
Когда тело Коловрата принесли Батыю, тот послал за своими советниками и князьями. Собравшиеся, пораженные храбростью и мужеством Коловрата, единодушно заявили: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И воскликнул тогда Батый, глядя на тело Евпатия: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего». Шел 1238 год.
В память о герое написаны книги, сложены стихи, сняты фильмы.
Просмотр видеофрагмента о гибели Евпатия Коловрата из мультфильма «Сказ о Евпатии Коловрате» (3 мин.).
Учитель: Русские люди не забыли о подвиге Евпатия Коловрата.
В 2007 году, через 770 лет, в Рязани поставлен памятник легендарному русскому герою.
Работа в парах
Учитель: Хорошо ли вы знаете свой город?
Перед вами в конвертах несколько фотографий памятников, сделанных в честь Евпатия Коловрата. Найдите, какой из них установлен в Рязани. Назовите номер фотографии. А где стоит этот памятник?
Ответы детей.
Учитель: Знаете ли вы, что автор этого памятника, рязанский скульптор-любитель Олег Седов, выиграл конкурс, где было представлено 14 работ рязанских и московских скульпторов? И теперь этот памятник украшает наш город.
Памятник Евпатию Коловрату - олицетворение мужества и отваги, несгибаемой воли, безграничной любви к своей Отчизне.
Закрепление знаний по новой теме
В разных местах класса развешаны карточки с датами, числами, опорными словами по теме урока. Учитель задает вопрос, дает определение слова, а ученики отыскивают ответ и, указывая на нужную карточку рукой, поворачиваются в ту сторону. Методика Владимира Базарного.
Сколько дней длился штурм г. Рязани войсками Батыя? (5)
В каком веке происходили эти события? (XIII)
Назовите год разорения Рязани Батыем. (1237)
В каком году совершил подвиг Евпатий Коловрат? (1238)
В каком году установлен памятник Евпатию Коловрату в Рязани? (2007)
Самостоятельное разгадывание кроссворда с взаимопроверкой
Учитель читает вопросы, ребята вписывают ответы в кроссворд. Эта работа может проводиться коллективно, быть частью домашнего задания.
Задания к кроссворду
1. Скульптор, чей памятник установлен в Рязани в 2007 году.
2. Камнеметная машина, которой татары смогли поразить Евпатия Коловрата.
3. Первый город на пути монголо-татар, который был разорен в 1237 году.
4. Как называлось жилище монголо-татар?
5. Как называли татар, переезжающих с места на место?
6. Хан, разоривший Рязань, завоевавший Русь.
Рефлексия
Продолжите одно из предложений:
- Урок мне понравился тем, что я...
- На уроке я узнал...
- Урок привлек меня тем, что...
- Урок заставил задуматься...
Домашнее задание
Учитель: Дома вы можете прочитать книгу С. Голицына «Сказание о Евпатии Коловрате» или подготовить выразительное чтение отрывка из стихотворения Натальи Кончаловской, нарисовать рисунки, составить кроссворд.

Прим. ред.: Приложение 1 и Приложение 2 опубликованы на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_article/825.

​Маргарита НИКОНОРОВА, учитель начальных классов гимназии №2 им. И.П.Павлова города Рязани, учитель года Рязанской области-2013