Не стала исключением и данная конференция. Мало того, актуальность темы подчеркнуло введение в прошедшем году нового Закона «Об образовании в РФ». По словам первого проректора АППО доктора педагогических наук Александра Горшкова, он упорядочивает многие вещи. Например, в новом нормативном документе за руководителями образовательных организаций закреплен статус педагогических работников, а также прописано, что они, несмотря на делегируемую часть полномочий своим заместителям, несут ответственность буквально за все процессы, происходящие в школе. Также в новом законе насчитывается большое количество компетенций, которыми должен обладать руководитель образовательной организации. Только ключевых из них более 20. В частности, руководитель должен быть готовым организовать образовательный процесс, обеспечить безопасность обучения и труда, должен иметь способность к нормотворчеству, уметь планировать развитие материально-технической базы, вести финансово-хозяйственную деятельность и т. д.
По мнению начальника отдела развития образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга кандидата педагогических наук Валерия Волкова, изменения, происходящие в отрасли образования, не могут обойти стороной и руководящее звено. В этом есть несомненный плюс. Например, сегодня время требует неординарных решений, поэтому мыслить по-старому у управленцев уже не получится. Хотят они или не хотят, а придется выходить за рамки отраслевого подхода при решении тех или иных проблем. Правда, Валерий Волков отметил, что сегодня существует такая проблема, как недостаточность управленческих идей, способных окрылять как руководителя, так и коллектив в целом. Впрочем, кризиса сюжетов развития можно избежать, если хорошенько изучить опыт школьных практик в управлении. Оттуда можно многое взять себе на заметку. Хотя рецепт успешного управления, как правило, довольно прост. Директора лучших школ на вопрос, как определялся их победный путь, обычно отвечают, что важны две составляющие: последовательное движение к четко выстроенной цели и инновационный подход в управлении.
Еще одной темой для дискуссии стало введение профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Как сообщил доктор педагогических наук, профессор кафедры управления и экономики образования АППО Олег Прикот, в этом году нормативный документ скорее всего будет принят. Однако если его примут в том виде, в каком есть, то тогда возникает множество вопросов. К примеру, по логике стандарта руководителю образовательной организации все равно, чем руководить: хоть школой, хоть заводом. Если руководитель прежде всего менеджер, то считается, что он может руководить образовательной организацией, сделав карьерный рост в любой другой отрасли.
Кроме того, стандарт выделяет руководителя из всей управленческой команды, предлагая его в роли стратега, основная работа которого строится вне стен образовательной организации с целью формирования позитивного имиджа оной. Может, в этом и есть некоторый плюс, однако тогда не стоит удивляться, если дети не будут знать своего директора в лицо, а директор не будет знаком с подавляющей частью учеников своей школы. Собственно, сейчас это уже можно наблюдать на примере огромных образовательных комплексов.
Но главный вопрос, по мнению Олега Прикота, не в том, каким должен быть профессиональный стандарт руководителя образовательной организации. Вопрос в том, как он должен работать. Если взять в пример Великобританию, то там стандарт руководителя образовательной организации разрабатывали директора ведущих школ. Для чего? В первую очередь для того, чтобы утвердить принятые в педагогическом сообществе стандарты качества. Поэтому там профессиональное сообщество принимает самое активное участие в назначении директора школы. Без мнения руководителей школ это назначение не состоится. У нас директор школы назначается учредителем, то есть распорядителем бюджетных средств. Почувствуйте, как говорится, разницу.
По большому счету, чтобы профессиональный стандарт устраивал все общество, профессиональное сообщество должно принимать активное участие в его разработке. Однако, как показал опрос зала, только единицы из директоров школ знакомы с проектом данного стандарта, и ни один из руководителей образовательной организации не поднял руку при вопросе, внес ли он свое предложение по усовершенствованию этого документа. Ясно, что с такой инертностью нам до английского подхода далеко.

Санкт-Петербург